Вернулся из очередного, уже третьего за год набега на Алтай; в этот раз -
на Чарышский район. В ходе поездки в очередной раз столкнулся с ситуацией, когда молодёжи и особенно детям интереснее втыкаться в телефоны, нежели окружающая объективная реальность. Попробую копнуть этот вопрос не только в режиме "всёпропало" и "раньше было лучше", но и более-менее
системно; хотя это скорее постановка вопроса, а не рецепты и панацея; впрочем, у меня так всегда.
Ранее уже писал цикл статей
про виртуальность: в сознании обывателя термины "виртуальность" и "виртуальная реальность" перепутаны, как и многое другое; на деле игры в куклы и какой-нибудь театр - это тоже виртуальность, хотя и не компьютерная. Поэтому ухода молодёжи в виртуал - проблема не самой по себе виртуальности, и тем более не компуктерных технологий имени гаджетов; топор не виноват, что рубит старушек. Здесь имхо современников накрыло нарушение причинно-следственных связей, более конкретно - деформация обратных связей с объективной реальностью. Звучит замудрённо, но сейчас поясню.
Виртуальность не обязана быть, как ни странно, виртуальной (це уже виртуальная реальность); какие-нибудь прятки или даже футбол - это тоже своего рода виртуальность. Нам объективно не нужно бегать с мячиком и забивать голы, прятаться или салить кого-то, но многим это куда более приятно, нежели производящий труд или заработок денег, так что виртуальность действительно привлекательнее реальности во многих аспектах. Люди не роботы, им часто хочется отвлечься от надоевшего быта и уйти с головой во что-то более интересное и захватывающее. В чём же разница между футболом на полянке и
ФИФА-19?..
Очевидным образом футбол, прятки и прочий преферанс происходят в объективной реальности, и, несмотря на свою виртуальность, имеют с ней обратную связь; хотя твоя жизнь практически не зависит от количества сейвов, подкатов и голов, ты нарабатываешь практические навыки, которые пригодятся тебе не только в виртуальности (т.е. на футбольном поле), но и в объективной реальности; одно сжигание калорий многого стоит в современном мире. :) То есть существует обратная связь - что-то делаешь в виртуале (пусть и относительном), получаешь ответ в реальном мире.
К сожалению, с виртуальной виртуальностью в этом плане всё гораздо хуже. Существуют разновидности
дополненной реальности, которые выглядят как виртуальность, но не будем это путать; не всё, что мы видим в телефоне или компутере, является виртуальностью. "Телефонная" виртуальность существует только в телефоне и в нашем воображении, и в сферическом вакууме может иметь обратную связь (через наше сознание) с реальностью, но в этом-то и основная проблема, рассматриваемая в статье - для современника нормально отсутствие обратной связи с реальностью.
Проблема не очевидна для обывателя, поскольку мы и так обычно не задумываемся над тем, зачем мы занимаемся "виртуальными" активностями - они изначально слегка бессмысленны, и мы делаем это, потому что хочется. Что телефонный футбол, что во дворе - в первую очередь мы в них играем, потому что охота. Разница в последствиях, о которых никому не хочется заморачиваться; опять же, люди не роботы, и если хочется, то можно. Играя в дворовый футбол, получаешь навыки реального мира (пусть в основном и довольно бестолковые, навроде умения пинать мяч); играя в виртуальный футбол, получаешь навыки виртуального мира, которые на реальность не влияют никак; нарушается обратная связь.
И это толком и не заметишь, пока не начинаешь системно ковыряться в вопросе; поскольку суть и реальной, и виртуальной виртуальности - в получении удовольствия; при этом виртуальная доступее и безопаснее. Обратная связь исторически несёт определённую культурно-образовательную функцию - приобретение навыков, социализация, познание определённых законов мира; хотя она, эта функция, самими игрецами толком и не рассматривается - я
дерусь, потому что я дерусь. И попытки выгнать виртуальщиков в реальный мир сплошь и рядом попахивают
морализаторством; не делай то и сё, просто потому что потому; что особенно плохо пахнет, когда сам морализаторствующий сидит у телевизора или компа. Чем дворовый футбол лучше фифы на
плойке?.. И если ты такой умный, чего сам не бегаешь во дворе, а тупишь у телека?..
Имхо проблема виртуальной, компуктерной виртуальности в том, что она легитимизирует виртуальный мир как минимум наравне с объективной реальностью. В фанатских средах обсуждение каких-нибудь игрецов тоже зачастую заслоняет реальные проблемы, но те хотя бы находятся в той же реальности, что и всё остальное, тогда как "виртуальные" бойцы обсуждают заведомо несуществующие события, и это считается нормой. С одной стороны, какой-нибудь Рональду для 99% футбольных фанатов - практически виртуальный персонаж, которого они никогда не увидят, кроме как по телеку, что мало чем отличается от его же электронной версии на приставке. С другой же стороны даже такой персонаж всё же существует в реальном мире, и кроме непосредственно обсуждаемой фанатами деятельности у него есть какая-то своя жизнь; в конце концов, при особом желании с ним можно встретиться и взять автограф, например. У виртуальной виртуальности привязки к физическому миру нет, и остаётся лишь виртуальная проекция. И самое опасное, что, если виртуальность для вас более привлекательна, чем активность в реальном мире (что бывает довольно часто, см. выше), то вам... перестаёт быть интересен реальный мир.
Думаю, эта проблема известна большинству родителей - детям интереснее тупить в телефоне/планшете/ноуте, нежели игры со сверстниками. Это же верно в целом для поколения
миллениалов;
телевизир им природу заменил. Старшие поколения, на самом деле, точно так же тупят в виртуальности, обсуждая телевизор, а то и "
танчики"; но тут есть одно важное отличие - как правило, у до-компьютерных поколений есть понимание, что реальный мир важнее виртуального. Разумеется, виртуальные соблазны действуют и на "старичьё" - например, те же Танчики разрушили не одну и не две семьи; и обсуждение каких-нибудь сериальных героев для многих важнее реальных дел, но это, повторюсь, свойство виртуальности вообще. Но беда в том, что у молодёжи поменялся (имхо - целенаправленно и со стороны) культурный код - виртуальный мир стал таким же реальным, как и объективная реальность. Новостная лента стала интереснее окружающего мира.
В этом многие привычно ругают гаджеты - дескать, разлагают нашу молодёжь, надо запретить и не пущать; тоже выход, но это какой-то
луддизм. Проблема не в гаджетах, а в разрушении обратной связи - виртуальная активность, никак не отражающаяся на реальной жизни, считается в кругах молодёжи нормой. Бороться имхо надо именно с этим, с бессмыслицей несуществующего виртуального мира; но
если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно.
Сама по себе виртуальность, повторюсь, является спутником Человечества с пещерных времён, но она существовала посреди реальности и дополняла её, а не заменяла; тогда как современники натуральным образом погружают себя в
Матрицу. Занырнул в виртуальность, вынырнул и пошёл дальше; даже если тебе интереснее там, чем тут, ты всё равно понимаешь, что тут - важнее и необходимее. Но сейчас сознательно провоцируется времяпровождение, которое полностью подменяет собой реальность, и для поражённых виртуальным сознанием граждан реальность - лишь раздражающая необходимость, которая только мешает.
Реальная виртуальность - это тоже сплошь и рядом не особо продуктивное занятие; но она довольно часто приводит к развитию навыков в реальном мире; тогда как виртуальная виртуальность остаётся в виртуале. И, к сожалению, виртуальные мега-навыки на реальность не влияют практически никак; не будем забывать, что для наших пациентов виртуальность важнее реальности.
Тут, правда, не надо путать виртуальную и
дополненную реальности; далеко не всё, что связано с гаджетами или компутерами, является виртуальностью. Гаджеты реально помогают в жизни, если использовать их как инструмент, а не как заменитель жизни; навигация, покупки через инет, поиск информации, управление всяким, от домофона до дронов; это всё - использование виртуальности на службе реальности. Проблемы начинаются, когда виртуальность и реальность путаются местами; реальность становится не нужна, а виртуальность захватывает всё сознание.
Эта проблема, несмотря на сложность формулировки, много глубже первоначальной постановки вопроса. Как-то писал цикл статей
про искусственный интеллект; и там мне часто возражали, что-де такого быть не может, эти ваши андроиды да синтеты - чистая фантастика. А вот и нет. Мы уже вырастили целое поколение андроидов, чьё сознание целиком находится в виртуальном мире. Да, визуально они такие же, как и мы, но надеяться на то, что их сознание, нормы и ограничения будут хоть немного соответствовать человечьим, я бы не советовал.
Моральный релятивизм, как он есть - всё равно,
что Добро, что Зло. Но это, пожалуй, тема дальнейших статей.
>>> Про виртуализацию и гедонизм >>> >>> Про виртуализацию и демократию >>>