Уже придумал название и, только прочитав написанное, понял, что заголовок скорее ассоциируется с продажами, чем с культурой; речь, конечно, сегодня пойдёт скорее про "продажную культуру", только в несколько смягчённой форме. В продолжение темы
культ-работников, хотя речь сегодня пойдёт о теме сильно ширше.
Уже в ходе обдумывания данной статьи наткнулся
в тытрубе на очередной ролик
Ивана Диденко:
Click to view
И речь тут не столько про кино, сколько про всю систему отечественной (да и импортной) культуры, когда деньги превыше всего, и в итоге главное продать, а не сделать что-то полезное и нужное. Собственно, именно про это и хотел сегодня поговорить.
Как упоминал в прошлой статье, вся система т.н. культуры сейчас движется в каком-то очень странном направлении. Да, в ней попадаются довольно приятные артефакты, а также существуют целые уголки дивного старого мира, где все друг другу друзья и царит полное умиротворение. Но если смотреть широко, на всю систему в целом, то очевидна её деградация - техника становится всё лучше, смысла и разумности в происходящем с каждым годом всё меньше. Казалось бы, случилось то, о чём говорит Иван Диденко - война (холодная), Русская Весна, встряска всего общества - а на "культурном" фронте (если под ним подразумевать не узкие тусовки на грани
сектантства, а всё общество) никакой "перезагрузки"; с каждым очередным кино- и прочими культурными "шедеврами" "творцы" пробивают очередное дно; каждое новое "великое кино" хуже и хуже со смысловой и, соответственно, культурной точки зрения.
В очередной раз тут придётся отскочить в сторону и дать своё определение культуры вообще. Как уже писал в статье
о субъектности обывателя в культуре (и примерно мильён раз до того), культура - это набор взаимосвязей между людьми, причём всеми - снизу доверху. Этим она отличается от искусства, которое является важнейшим компонентом культуры, но оно не может подменять её собой. А в нынешнем обществе так и получается, что под культурой подразумевается именно искусство, о чём говорил в
первой части своих "видеолекций". Культуру общества измерить и даже оценить сложно, и мы судим о ней по каким-то артефактам из искусства, и бюрократия "от культур" давно привыкла ставить знак равенства между "творцами" и культурой общества - вышел новый фильм, спектакль, фестиваль, и тут же уровень культуры поднялся на энцать пунктов. А это так не работает.
Проблема - в самих первоосновах, в базисе, в смыслах. Если смыслом культурной деятельности является проведение мероприятий - съёмка фильмов, постановка спектаклей и т.д. - то речь рано или поздно опять заходит о сектансткой тусовке любителей того или иного жанра искусства. Каким бы прекрасным ни был Мариинский театр, но он окормляет исчезающе малое количество зрителей, причём только в жанре "опера и балет". Нет никаких гарантий, что по выходу из театра публика не включит радио "Шансон" и не поедет заниматься привычным делом - условно говоря,
грабь, бухай, отдыхай. Если мы ограничиваемся только проведением мероприятий, то именно так всё и будет.
В чём же проблема, спросите вы - как можно после одухотворённости заниматься грабежами?.. А, на самом деле, легко. Что такое проведение мероприятия - это продажа культурных артефактов публике. Само по себе всё это действие НЕ является культурой; как уже упоминал выше, культура - это взаимосвязи в обществе. Но нас, творцов и исполнителей, ни капельки же не интересует не то что мнение зрителей - нас не интересует их жизнь, что им дало приобщение к вашему творчеству?.. Смысл "культурной" деятельности сменился от влияния на культуру Общества к ремеслу по производству культурных артефактов - песенок, танцулек и т.д. Культура стала действовать
бессистемно - как, впрочем, и все остальные отрасли общественной жизни.
Если родители говорят детям о том, что курить нельзя, а сами не то что курят, а ещё и постоянно обсуждают, как это клёво, как на это отреагирует подрастающее поколение?.. И с культурой происходит то же самое - "низы" видят, что происходит в т.н. "культуре", чем руководствуются т.н. "культурные деятели", говорящие нам с экранов и трибун о том, что нам делать и как жить, и логичным образом относится к ним не как к творцам и властителям дум, а как к шутам и паяцам. Неужели люди не видят, что вся современная "культура" - про бабло, а не про разумное-доброе-вечное?.. Какими словами это ни прикрывай, но если целью культ-организаций является заработок денег (а он в той или иной степени таки является, на всех уровнях), то, может, нам уже пора прекращать говорить за какую-то там культуру, и называть вещи своими именами: мы - ремесленники искусства, и коммерческие организации?
Основная проблема, в очередной раз повторюсь - в отсутствии
двусторонних связей в обществе. Культура - это как раз они и есть; как Маша говорит с Петей, как Вася ведёт себя в общественном транспорте; какие тенденции популярны в нонешнем сезоне среди слесарей цеха №2. Сводя культурную деятельность к продажам культурных артефактов (напрямую зрителю или опосредовано, через гос. заказ), мы намеренно разрушаем обратные связи - сводя зрителя из субъекта культуры к объекту, потребителю и покупателю. Купил билет, получил за свои деньги ушат дерьма на голову? Свободен. И пока для Общества будет важнее мнение этих самых "творцов", производителей культурных продуктов разной степени отвратительности, а не настроения масс и всего Общества в целом, ни о какой культуре речи вести не приходится.
В меньшей степени вышесказанное относится к традиционной народной культуре имени этнографии - там всё существенно лучше засчёт системного научного подхода, обо что также было в
предыдущей статье; люди приходятся заниматься пением, но волей-неволей погружаются в культуру целиком - и в хореографию (в хорошем смысле этого слова), и в костюм; многие на этой почве воцерковляются, ибо традиции неразрывно связаны с церковным календарём, как минимум. Но. Во-первых, этот сегмент культуры сильно подвержен
сектанстским тенденциям, и попасть "в тусовку" довольно сложно. А во-вторых, смыслово это путь скорее назад, чем вперёд, и современной культурой это не станет никогда; если только не случится едрёная война и мы снова не пересядем на коней и не начнём доить коров в посведневной жизни каждого обывателя.
И в конце приведу главную мысль статьи, хотя у многих наверняка от неё неслабо подгорит. И в секторе традиционной культуры, как и во всех остальных "культурных" сферах, точно так же работает логика культуры продаж, и игнорируются горизонтальные связи - даже внутри собственной секточки, не говоря уж за какое-то там всё общество. Это не со зла, а по причине
научного подхода - есть мэтры, которых положено слушать, и всякое дно, которое может что-то там делать, но до него дела никому нет. Является ли это народной культурой, да и вообще культурой?.. Кое-кто из нас не отгадал.
Периодически по тусовке традиционалистов пробегают сообщения, что очередного творца от культур репрессируют кровавые упыри - чинуши минкульта. Когда-то переживал за подобное ущемление народной культуры, но с недавних пор как-то стал к этому относиться как к данности. Есть ли дело этим творцам до положения дел на местах, как мы тут внизу живём, чем дышим и что нам интересно? Нет? Извините, если ответная реакция будет аналогична, увы.
Ну, за
двусторонние связи в обществе, что ли. Давайте не относиться друг к дружке потребительски, и тогда можно будет что-то там говорить за культуру. А пока - только продажи, только хардкор.
ЗЫ: Почему в заголовке речь идёт о бессистемности - потому что культура сводится к потоку культ-артефактов сверху вниз и игнорируется ответная реакция, да и вообще какая-либо связь между этими артефактами; как показывал в прошлой статье, можно награждать орденом за заслуги в культуре и достойного дядечку от науки, и Филю нашего Киркорова. А одно с другим не бьётся, увы. Пока наш Минкульт и всё общество в целом рассматриват "культуру" как дополнительное средство заработка бабла, только так и будет. Тут всё надо в целом увязывать, систематизировать. И только потом переходить к
репрессиям, чисткам и вообще к очистке от грязи термина "культура". Дабы не было
мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (с)