В продолжение статьи
про справедливость продолжу тему и порассуждаю за справедливость в политике и культуре. В прошлой статье показал, что зашитая в современную культуру толерантность к несправедливости приводит к социал-дарвинизму (а оттуда и до фашизма - полшажка), и попробую лишний раз проиллюстрировать путь, которым это всё ведёт наше общество
(
Read more... )
С этой ценностью у нас в обществе проблема. Она объективно перестала быть жизненно важной для выживания. Крестьянину начала 20-го века не надо было объяснять, зачем нужна справедливость. Если семья балансирует на грани физического выживания, то несправедливый делёж может просто убить её. Сейчас не так. Прогресс привёл в тому, что справедливость не является необходимой для физического выживания. Даже если общий пирог разделили несправедливо, то размер пирога всё равно очень велик, и доля обделённого будет намного выше порога физического выживания. А если начать качать права, то наоборот, можно очень быстро лишиться вообще любой доли, часто вместе с жизнью. Поэтому рациональное поведение для обывателя в таком случае - сидеть на попе ровно, и забыть про справедливость. И эта ситуация не рассосётся, а наоборот, будет нарастать. Ну или тормозить прогресс тогда, и откатываться назад до уровня 1920-30х годов.
Может, поискать ценность, которая реально "цепляет", даже в условиях изобилия? Например, антипаразитизм? Эта ценность родственна справедливости, но всё же не совпадает с ней.
Reply
И ваш этот "анти-паразитизм" - это просто переформулированная Справедливость.
Reply
К тому же, и у крестьян, и у пенсионеров есть еще выход, такой же, как у торговцев, обложенных рэкетом. Перенести свои убытки от рэкета на окружающих. Торговец повышает цены, и покупатели фактически финансируют рэкет. Крестьянин может уехать на заработки в город, увеличив тем самым предложение на рынке рабочей силы, а значит, уменьшив цену рабочей силы, то есть зарплату. Пенсионеру могут помочь дети своими деньгами. Отказываясь от борьбы, жертва, таким образом, паразитирует на соседях. У соседей, естественно, включается солидарность. Но это солидарность терпил. "Давайте все вместе скинемся и заплатим бандитам, а то они Васю убьют". Я это и имела виду, когда говорила об антипаразитизме. Хотя правильнее назвать его анти-терпильством. Не позволять паразитировать на себе никому, ни злому бандиту- напрямую, ни бедному терпиле - опосредовано. Солидарность в таком случае звучит так: "Давайте все скинемся и разместим заказ, чтобы уконтрапупили бандитов, или соберемся и уконтрапупим их сами. Поможем все нашему Васе!" Но даже после уничтожения бандитов, не возмещать Васе убытки из своего кармана, иначе система не будет работать. Только из кармана бандитов. В конце концов, бандитов можно будет продать на органы, и тем самым точно покрыть убытки. Анти-терпильство и справедливость не совсем синонимы, хотя во многом совпадают.
Reply
Анти-терпильство, анти-паразимизм - это всё частные случаи большой, глобальной Справедливости, в экономическом плане. А Справедливость - она метафизична вообще, её в баксах не измерить. Хотя паразитов надо изводить, тут спорить не о чем.
Reply
Представим, что нынешнее несправедливое общество таки забороли, и к власти пришли правильные люди. Без анти-терпильства проблема не решится, а наоборот, увеличится. Ведь в справедливом обществе обычный человек будет находиться еще дальше от уровня физического выживания, чем сейчас. А значит, питательная среда для терпильства сильно увеличится. Как в советское время. Начнется все с небольших несправедливостей, которые проще оставить без последствий, чем "качать права". Зло тем самым подпитывается и становится сильнее. Ну и так далее. Да, и у тех хороших и правильных людей, которые придут к власти, тоже не будет стимула яростно сражаться с мелкими несправедливостями, потому что ситуация будет очень далека от критической. Под их окнами пока что не стоят разъяренные сограждане с ружьями и автоматами. А если нет прямо совсем экстремальной ситуации, то власть сгнивает очень быст
Reply
Но это уже совсем другая проблема.
Reply
Для того, чтобы прекратить терпеть, нужны традиции, а их нет. Их не было и до 1991 года. Были традиции народовластия в Новгороде, греческих полисах (где-то еще?). Были Земские соборы. Даже если их "вернуть" из древней древности в их реальное время (это будет ближе к нашему времени), то это было все равно очень давно, и те традиции утрачены. Их нужно создавать заново. Я вижу единственный законный механизм для их зарождения -- ТСЖ. Первый шаг -- не просто их создать в каждом доме, чего сейчас нет, но и возглавить их. А что мы имеем? Председатели -- пенсионеры, не имеющие никакой "политической" мотивации. Что за мотивация нужна? "Взять" все права и полномочия, записанные в законе о ТСЖ, и переходить на следующий уровень. Второй уровень -- создание районных, городских ассоциаций жильцов. Это и будет неким аналогом земских соборов.
Reply
Leave a comment