Про торговлю информацией, часть 3 - про образование

Mar 31, 2016 15:38

Продолжаю цикл статей про торговлю информацией - в ходе написания второй части статьи мысль забрела в сильно высокие и глубокие слои бытия, хотя изначально весь цикл хотел посвятить проблеме образования и ограничения доступа к информации. Полтора года назад уже писал статью примерно на эту же тему, про бессмысленность современной системы образования - вот, сегодня поговорим о том, как же так вышло, с системной точки зрения.

Лет 100 и даже 50 назад Человечество проживало в условиях постоянной нехватки ресурсов для всего, и главным дефицитом был образованный Человек - для выполнения стоящих перед обществом задач нужны были подготовленные специалисты, и их постоянно не хватало. В этих условиях общество (в основном - Государство) постоянно вкладывалось в образование, и новые школы-училища-университеты строились по всему миру - от Африки до Калифорнии и Подмосковья; да шо говорить, мой родной НГУ основан в 1959-м. Таковы были потребности общества, отсюда и интерес к образованию, и престиж оного.

Где-то в 1960-х годах всё сломалось - и у нас, и в Западном мире. Мы всё ещё запускали космолёты и строили атомоходы, но от общества взрывного роста перешли к размеренному развитию - у нас это вызвало Застой, а на Западе - де-Индустриализацию. Так, например, на похоронах одной из ключевых фигур этого процесса, Маргарет Тэтчер, англо-саксонский народ порвал бы не один баян, если бы они у них были. И вместе с переходом от Индустриального общества к "пост-индустриальности" произошло неминуемое - инфляция образования.

Поясню. В старых, индустриальных, реалиях, чем больше образованных спецов, тем лучше - их постоянно не хватало, и это тормозило развитие общества. С переходом на пост-индустриальные рельсы экономики, нужда в специалистах "старого" типа отпала, и системе образования пришлось как-то выкручиваться, чтобы остаться на плаву.

Первое время она продолжала делать вид, что ничего не произошло, и выпускала спецов "старых" специальностей - только они уже были никому не нужны, и это сформировало тот самый слой "образованцев", про которых писал ещё Иудушка наш Солженицын. На Западе происходило то же самое, про это лучше знающие люди расскажут. Разные специалисты нужны экономике, которая массово меняет направление - одно дело, когда вся страна, условно говоря, работает "на космос" и "на войну", и совсем другое - когда она лениво повышает надои молока и фиксирует прибыли.

Сформировалась скрытая безработица "образованцев" - особенно ярко это застало моё поколение, которое поступало в ВУЗы ещё в советских реалиях, а заканчивало уже совсем в других. Ещё вчера ты был востребованным специалистом, которому государство (или бизнес) сразу со школярской скамьи выдавало всяческие плюшки, а теперь ты никто и иди, крутись как хочешь. Но, на самом деле, аналогичные процессы шли в "первом" и "втором" мире с 1960-х годов. Появилась целая прослойка интеллигенции, которая даром никому не нужна, но которая помнит о привилегиях, почти сословных в лучшие годы индустриального общества, и которая мнит себя солью земли.

Вот мы и добрались до сути статьи - всё вышенаписанное по сути банальности и очевидности. Суть же проблемы в том, что образование превратилось в товар - как и всё в нашем поражённом монетаризмом мире. " Либерал" с монетаристской системой ценностей привычно спросит "ну и чё, во всём мире так?" - измерять всё на свете в бабле сейчас является нормой. Но в прошлой статье показывал, что информация - это особая сущность, она может иметь товарные свойства, но в общем случае не обязана - ибо её копирование бесплатно и не делает делящегося ей беднее.

Отсюда следует очевидный вывод - для монетаризма и капитализма в условиях перепроизводства образованцев естественно ограничивать распространение информации, включая образование. Потому что с монетаристской точки зрения делящийся по сути бесплатной информацией специалист плодит тем самым конкурента и недополучает прибыль. Я в статье про соревновательность упоминал про гибельность конкуренции для Человечества - и вот тут как раз наиболее ярко проявляется её неадекватность.

Если внезапно кто-то вдруг внимательно читал статьи по ссылкам выше, у него может возникнуть впечатление, что я сам себе противоречу - в статье про бессмысленность образования призываю сокращать число "образованцев", а тут - обличаю монетаризм за то же самое. Но у меня, как обычно, речь идёт за суть проблемы, а не звонкие слова и слоганы. По сути современная образовательная система переродилась из системы донесения знаний до людей в поставщиков образовательных услуг, а это не одно и то же. Вот с системой услуг я как раз и предлагаю бороться, и при этом всячески поддерживаю образование в подлинном смысле.

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение.
В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями]»

А в современной "системе образования" на первый план выходит, как нетрудно догадаться, никакое не образование, а заработок бабла. Именно поэтому она плодит и плодит бесполезных в хозяйстве специалистов, лишь умножая скорби скрытую безработицу. И это не козни кровавых жЫдомасонов, а сама логика работы системы, при которой Министерство культуры даже не задумывается, что такое, собстно, культура, а образование занимается заработком бабла.

Всё это произрастает очевидным образом из одномерной системы ценностей монетаризма - "деньги убер аллес". Эту фразу в своих статьях повторяю постоянно - вдруг да дойдёт до кого-нибудь.

Когда человек обладает ценной информацией, которой он готов поделиться - статья, книга, доклад, образовательный курс - в нормальной человеческой системе ценностей он и должен естественным образом ею поделиться, как можно шире, и общество должно быть в этом заинтересовано; разумеется, если информация достоверная. Распространение дезинформации в обществе, имеющем себя информационным, должно караться на уровне уголовных преступлений, такое моё мнение, хотя это в данном случае и оффтоп.

А что происходит в монетарном обществе - прежде чем поделиться любой информацией, человек всегда думает "а что мне за это будет?". Если информация уйдёт в массы без монетизации, то есть без конвертации себя в бабло, автор считается "ничего не добившимся" - потому что высшая ценность, повторюсь, измеряется в деньгах. Поэтому-то и образование сейчас не несёт разумное-доброе-вечное (если только прицепом к основной функции), а зарабатывает денежку; впрочем, как и культура и спорт, и все остальные отрасли " экономикса".

Визуально ничего не поменялось - те же профессоры учат почти тех же студентов в тех же аудиториях, почти тому же самому; вот только суть процесса кардинально поменялась. Как современная Россия это перерождённый СССР - те же люди, те же дороги, те же дома, только смысл совсем другой; вместо построения светлого будущего одно бабло.

В итоге, несмотря на кажущуюся доступность информации, монетаризм по сути ограничивает образование населения, заменяя его тиражированием бессмыслицы про котиков, да рекламной ахинеи. Количество студентов в ВУЗах увеличивается год от года, вот только сейчас это скорее минус, чем плюс - именно от сбитых смыслов существования системы "образования". Не нужно экономике столько дипломированных спецов, и по сути вся эта монстроидальная конструкция производит будущих офисных хомяков, бессмысленных и беспощадных. Вместо повышения образовательного уровня всего населения - какие-то идиотские "реформы" образования, которые направлены на монетизацию и дальнейшему превращению процесса обучения в сферу услуг.

На эту тему есть военная присказка, практически в тему - "Стране нужны герои, а рожают дураков" (смягчено). Система "образования" сейчас фактически играет против общества; в этом она недалеко ушла от системы "культуры", которая занимается развлечением и скорее зверит и скотинит Человека, нежели образовывает и повышает его культурный уровень. Не говорю, что надо всё срочно развалить и вернуться в церковно-приходские школы; но без смены парадигмы развития всего общества так и будет продолжаться, какими бы гениями не обсадить все командные должности. Всё - от неправильных смыслов в обществе.

Нельзя говорить, что ты играешь в шахматы, если твоя задача - нарубить побольше пешек. Почему эта банальность до сих пор - удел одиночек, в голове не укладывается.

Статья "Капитализму приходит конец" западного экономиста - уже не только кровавые коммуняки про это говорят.

терминология, психология, размышления, культура, политика

Previous post Next post
Up