Традиции - сохранение или популяризация?

Nov 12, 2015 16:16

Очередная "культурная" статья, со слегка жёлтым заголовком; это чтобы долго не рассусоливать главную мысль статьи.

Недавно во френдленте наткнулся на темку, которую редко обсуждают в кругах фольклористов-традиционалистов; надо ли рекламировать своё творчество или нет. На первый взгляд вопрос как бы очевидный и не интересный, но, по большому счёту, тут не одна собака порылась, и вопрос касается не музыкантов и не рекламщиков, вестимо, а по сути каждого человека, относящего себя к какому-либо этносу - русских, украинцев, татар и т.д. Общечеловекам будет не интересно, инфа 146%.

Часто говорю, что человек - это его память. Без руки/ноги жить можно, без памяти - нет, ибо вы станете овощем. Ровно то же самое относится и к этносам - если нарушить неразрывность традиции, то нация выродится в овоще-подобную массу; подобные процессы происходили по всему экс-СССР в 90-е годы, и наглядно демонстрируются на бывш. Украине - нет, криков и лозунгов там более чем достаточно, щеневмерла и все дела, вот только какое это имеет отношение к собственно Украине - сокрыто во тьме. Традиции - это ориентир, откуда и куда мы идём, и это вещь куда как важная в нашей жизни, как бы нас не пытались все последние годы убедить, что важно - это то, что "в телеке", а старьё не стоит и гроша. Во сколько бы вы оценили свои детско-юношеские воспоминания - такова и цена традиции, тащемта.

Среди широких народных масс ходит мнение (навязанное из того же "телека"), что традиции - это размалёванные тётки в аляповатых сарафанах, поющие под баян. В очередной раз выскажу свой собственный боян, что налицо подмена понятий, когда попсовое по сути искусство подменяет собой народную культуру, которая вообще не про то. Искусство - это часть культуры, её проводник, но знак равенства тут ставить никак нельзя, о чём говорил в первой части своих "видеолекций".

Основная разница тут в том, что искусство - это творчество для зрителя, а культура - это нормальное и естественное поведение для себя. Поэтому в общем случае искусство - это развлечение посторонних людей ради денег, а культура - это творчество для себя. При этом, разумеется, по части профессионализма и особенно зрелищности искусство заруливает культуру, но зачем их сравнивать друг с другом, ведь это разные вещи; всё равно, что сравнивать паровоз и воздушный змей.

И вот теперь наконец добрался до сути статьи. Народная культура под натиском современного искусства, разумеется, скукоживается и многим даже кажется, что она совсем того; судя по собственному опыту, пока ещё говорить об этом рано. Разумеется, причастным к ней людям охота что-то противопоставить навалу сценических клоунов - и это можно понять, ведь клоуны мало того, что гадят людям в уши и душу, так ещё и мимикрируют под любимое дело - это как открытая реклама контрафакта. Но в попытках противодействия злодеям важно осознавать опасность заразиться той же ересью.

Ведь основная разница между "марсианами"-попсюками и народной культурой - не в качестве исполнения, не в костюмах - а в отношении к собственному делу. Искусство - даже такое унылое, как псевдо-народное - всегда направлено на эффект на зрителя, а чего хочется артистам, это дело десятое. Тогда как в культуре это ересь - ты что-либо делаешь для себя, и кто такие в этом случае зрители, вообще большой вопрос. Это если брать не-материальную культуру, вестимо: в деле ремёсел "зрители" есть - это покупатели.

Разумеется, про собственно традиционный аспект забывать нельзя - в искусстве главное это творчество, т.е. что хочу, то и вытворяю, а "в традиции" важно держаться корней, то есть ограничения смещаются в другие области. Основная претензия традиционалистов к псевдо-народникам как раз и состоит в том, что они "поют что попало" - но, с другой стороны, если даже "марсиане" возьмут традиционную вещь, результат будет примерно тот же, что и в случае "калинки-малинки". И наоборот, традиционалисты способны исполнить в традиции любую "Мурку" - гуляют же по фольклорному движению переделки разных песен, уже десятилетиями, вполне традиционным образом, от человека человеку - никто их не записывает и с граммофонов не разучивает, а это и есть в общем-то признак традиции; пусть и новой.

К чему всё это я... Обращение с народной традицией - вещь очень сложная и хрупкая, и к нему надо подходить осторожно. Пытаясь любыми способами популяризовать собственное увлечение, неизбежно идёшь навстречу псевдо-народному баяну - потому что на первый план выходит охват зрителя, а не собственные переживания. Совместить одно с другим можно, но сложно. И это надо и самому помнить, и другим передавать - чтобы коллег не заносило, а то сценичность заразительна.

Понимаю, что это сложно - идти "на сцену" и вообще в народ, ориентируясь не на "хотелки" народа, а на собственное видение; есть что-то в этом от мессианства. Куда проще лабать в режиме "я так вижу" - и зрителям нравится, и какую-то там адекватность моменту соблюдать не надо, голову ещё греть... К сожалению, если на первое место ставить охват населения, то неибежно победит сценическая составляющая, и смысл в собственных действиях поменяется - видел такое не раз и не два, а вот обратных примеров на порядок меньше.

Чтобы пропагандировать традицию, надо её как минимум сохранять - а уход в пропаганду традиции неизбежно ведёт к заражению сценическими приёмчиками, и через это сама суть традиции искажается: не передача информации от человека человеку, а охват и развлечение биомассы.

И это всё я написал не только для "профессиональных фольклористов" (оксюморон, по сути-то), сколько для простых советских граждан, которые не отличат поморов от алтайских староверов, а сарафан от понёвы. Чтобы понимали, в чём отличие настоящего от искусственного, даже если оно всячески румянится и гримируется. Потому что культура - это дело не профессионально обученных спецов, а каждого из нас.

терминология, размышления, народничество, фольклор

Previous post Next post
Up