Вчера порыскал на Ютубе в поисках "классических" рок-композиций - да, я, несмотря на всю свою упёртость и кажущуюся зацикленность на традиционной культуре, также люблю послушать всякое. Но в очередной раз получил культурный шок от несоответствия формы содержанию, которое, как у меня обычно получается, вылилось вот разоблачения и обличения. Статья в общем-то достаточно банальна, но что уж поделать.
Как упоминал в некоторых статьях, иногда - особенно на работке - слушаю музыку, в основном иностранную; русские слова в песнях сбивают с мыслей, а английские идут фоном; хочешь слушай слова, хочешь - нет. И вот захотел поискать какие-нибудь новые композиции в плей-листы - заодно и посмотреть, как это выглядело в оригинале. А выглядело это просто капец как.
Частенько упоминаю в статьях закукленность сознания общечеловека
на уровне подростка; собственно, популярная музыка имхо - один из основных инструментов для этого. Как говорит тов. Гоблин, если понимать слова, то быстро доходит, что вся западная поп-музыка - для детей. Но если слова ещё можно отсеивать - мало кто из поклонников творчества поп- и рок-групп понимает слова и особенно контекст песен кумиров - то остаётся ещё сценическая составляющая. А вот с этим всё совсем плохо.
Сценическая культура в современном искусстве основана не на образовании, а на развлечении быдла публики; то есть артисты, актёры и прочие работники сцены ведут себя так, чтобы повеселить толпу. Не образовать, не поднять на новые высоты бытия - а приколоть и наоборот, опустить рылом в грязь. Поднимать этот вопрос толком не принято - даже на уровне Министерств культуры, у которых эффективность процессов "окультуривания" измеряется мероприятиями-"галочками" - а что уж говорить за чисто коммерческие проекты навроде подростковых групп и выросших из этого "классиков" навроде Юры Шатунова Deep Purple.
Что характерно, современная "культура" (особенно западная, но уже и наша, отечественная) не борется с оскотиниванием масс, а напротив, всячески его поощряет. Как я говорю постоянно, всё это проистекает из
морали монетаризма - бабки понад усе, а на весёлых попрыгушках на сцене делаются куда бОльшие деньги, чем, условно говоря, на уроках математики или физики. Поэтому из весёлых сценических клоунов делают в буквальном смысле кумиров молодёжи - снимаются пафосные ролики, выпускаются т.н. постеры и вообще они называются "звёздами" и за их жизнью следят журналисты. Эдакий круговорот дерьма в природе получается.
На самом деле, я не то чтобы против самой музыки. Да, смысл у неё примитивен - хоть у Битлов, хоть у Квинов, хоть у ДипПёпл с ЗизиТопом - а про нынешних звёзд уже и говорить нечего. Но играют-то хорошо, я так не сыграю - да и вы, наверное, тоже. ;) Если бы дело начиналось и заканчивалось музычкой, то в целом плохого слова не сказал бы - придираться к смыслам, конечно, можно, но если брать "классиков" поп-рок-музыки, то в целом там не так уж всё и плохо. Но почему-то из умения гладенько петь и красиво играть на балалайке раздувается какой-то непомерный ажиотаж, который - обращаю ваше внимание - прямо нарушает одну из христианских
заповедей - не сотвори себе кумира. Думаю, и исламу это тоже противоречит, и есссно социалистическим идеалам тоже - с каких пирогов надо брать пример с клоунов под куполом цирка? Клоун - это не приговор, это серьёзная и тяжёлая профессия, но как пример для людей и молодёжи?.. А ведь сценические кумиры - это действительно пример для молодёжи.
Чего это я разворчался, как дедуля?.. Да как обычно, когда ковыряешься
в смыслах, то на свет вылазят разные нелицеприятные подробности, на которые обычно принято закрывать глаза, потому что "это нормально". В современной России западный подход к сценической культуре также считается нормальным, хотя для русской культуры он не нормален (см. заповеди); но чего не сделаешь ради бабла. Вот в итоге наши экраны заполонили придурошные герои молодёжных сериалов и бледные "звёздочки" КВНа, ведущие себя как придурки; причём, что характерно (жители городов этого могут не замечать) - они окружают нас не только в телевизоре, но и в метро, скалятся с рекламных щитов и вообще всячески внедряются в нашу повседневную культуру - о которой я постоянно говорю, что это не музыка, а окружающая нас повседневность.
И как-то так незаметно получается, что именно эти "звёздочки" задают стандарты поведения общества - в основном, конечно, молодёжи, ибо у людей, воспитанных в другой традиции, другие герои и другие стандарты. И вот тут доходим до основной мысли статьи - современная культура подсовывает народонаселению других героев, которые категорически не соответствуют традиционному пониманию этого слова. Значение этого слова то же - пример для подражания - а вот смысл уже принципиально другой.
У слова "герой" масса значений, но сейчас поговорим про культурную составляющую этого слова - про пример для подражания. В традиционных обществах примеры для подражания брались из повседневности - "делай как я"; но и герои использовались как примеры исключительности, к которым надо стремиться; от Ильи Муромца и Робин Гуда до героев Великой Отечественности. Но вот, где-то после появления всеохватных СМИ - ТВ, кино и радио - начался процесс героизации работников сцены, что уже совсем не про то. Одно дело - прославлять героев прошлого через лицедеев, и совсем другое - прославлять самих лицедеев за их игру. Но где-то культурный крантик не сработал (или, точнее, был сознательно прикручен) - и в итоге целое стадо работников искусства стал героизироваться - просто по причине собственной известности. Рассказываешь смешные истории, поёшь ртом или пилишь на
домбре - всё, ты теперь Совесть Нации и пример для неразумных. С каких таких пирогов? Но целое войско репортёров старательно фиксирует все аспекты жизни подобных "звёзд" - где был, что делал, какие трусы где надевал...
Я немного знаком со сценической деятельностью (и со СМИ тоже) и прекрасно вижу, что это - ровно такая же работа, что и починка труб или плавка металла. Условия, безусловно, более мягкие, нежели горячий цех завода, но сама работа не сильно легче. Но и не труднее. И зачем героизировать работников сцены, будь они трижды популярны? А они именно что героизируются. Приезжает такое тело в какой-нибудь уездный город - у него интервью берут; ведь интересно же, что лицедей думает про то и про это. Я ещё могу понять, когда своё мнение высказывает режиссёр, писатель или драматург - они хоть немного, но используют в работе головной мозг; но когда опрашивают певцов или там балерин - то это просто натуральный фейспалм. Зачем задавать философские вопросы людям, чья работа заключается в дрыганьи ножками или заученному повторению ноток? А ведь через это происходит привлечение внимания к этим людям - и, соответственно, отвлечение внимания от окружающей реальности.
Время, в которое мы живём, не особо героическое (хотя за последний год, думаю, появилось немало настоящих героев - на Донбассе и не только). Но это совсем не повод делать героев из клоунов. При кровавых большевиках героями делали космонавтов, лётчиков, военных, учёных - в общем и целом общественно-полезных граждан, что достаточно очевидно для
социализма. Теперь мы живём при капитализме и героями, соответственно, становятся те, кто приносит наибольшую пользу для капитала - невзирая ни на какую страну или общество.
Монетаризм одномерен, поэтому ему неважно, что, делая деньги, ты разрушаешь нравственность, религию и прочие основы психики - бабки понад усе. Вот и героизируем всякий сотонизм.
Безусловно, работники сцены нужны и важны. Но - как работники культуры, а не искусства. Современное искусство давно выродилось и превратилось в развлекалочку, которая лишь зверит и скотинит человека. Героизировать надо совсем других персонажей - тех же учёных, учителей, врачей, военных наконец - но нет, по ТВ с утра до ночи показывают "звёзд эстрады" да прочих персонажей, по которым давно плачет Колыма. Удивительно ли после этого падение сознательности общества до уровня подросткового примитивизма?
Когда бабло из собственной башки достанем, там появится место для каких-либо других ценностей, такое моё мнение.
Click to view
Печорская былина в современном исполнении