Сразу с нескольких направлений недавно обсуждалась тема, что основной проблемой России и русского народа является его собственная "элита" - то есть группировка организмов, выражающая якобы волю народа, но по сути ничего общего с ним не имеющая. Немного порассуждаю на тему, откуда берётся такое положение дел, когда "вознесённые" недо-элитарии забывают, кому они обязаны собственным положением. Не то, чтобы я знал всё на свете в подробностях - в очередной раз поразмышляю; возможно, буду неправ. :)
Начну, как обычно, издалека, и немного нескромно расскажу про свой собственный опыт.
Довелось мне с середины 1980-х вращаться в среде фольклористов - людей, занимающихся подлинно народной культурой (не калинка-малинка, но древний деревенский быт); именно в то время пошла волна возрождения традиционного фольклора; и вот удачно так попал практически в один из эпицентров событий. Отношение к молодёжи практически в любом деле - особое, а тут тем более: более старые поколения, невзирая на собственные трудности, передавали нам, молодым, все свои знания и умения - лишь бы хоть кто-нибудь продолжил их дело. В общем-то это немудрено - зачастую современные дети не перенимают интересы родителей, а тем более бабушек-дедушек, слишком
противоречивы ценностные базы, Самая суть народной культуры требует продолжения, распространения - поэтому молодёжи передавали всё подряд, без какой-либо отдачи в обратную сторону.
И это формировало некое состояние избранности - сиречь элитарности. В общем-то мы-то сами мало чего эдакого делали - лишь повторяли за учителями, но даже простой повтор вызывал у окружающих всяческие восторги - вон, как наша молодёжь может! Ввиду некоторого перерождения народной культуры - даже никак не обработанной - с повседневной на сценическую, в головах всё равно пошли типичные для творческой интеллигенции процессы: мы-то эвон как можем, не то что простое быдло! Не говорю за всех и даже на себя, но определённое чувство избранности наверняка посещало практически всех - тем более, что факт засветки на сцене, даже в сугубо неформатном жанре, в дальнейшем отворял двери уже в совсем другой мир, где вращались совсем другие ценности...
Тут хочется сделать лирическое отступление и высказать крамольную мысль, что бОльшая часть современной сценической "культуры" не подразумевает творчества - как правило, это механическое повторение ранее наработанного материала. Я на эту тему
уже писал в прошлом, но тут хотелось бы расширить список обвинений - чем сложнее жанр, тем меньше в нём свободы импровизации и творчества - для исполнителей. Да, режиссёры и постановщики могут развернуться, а вот исполнители - даже солисты - должны чётко соблюдать сценарий, иначе всё произведение может расклеиться. Это касается и классической музыки, и театра, и даже рок-музыки - пожалуй, только джаз может служить исключением, и то далеко не везде; на сцене нет места импровизации и поиску новых форм, тут уже только повтор заранее отрепетированного. Даже тот же КВН - за исключением разминки в стиле вопрос-ответ всё остальное - домашние заготовки, сиречь опять же повторы и повторы. На примере КВНа можно показать, что быть юмористом можно вовсе без чувства юмора - достаточно обладать актёрскими задатками и повторять режиссёрскую постановку; в любой КВНовской команде есть певцы-танцоры, весь "юморизм" которых заключается в повторе сказанного другими - тем не менее для нас они все кажутся очень остроумными.
Не пытаюсь тут выставить всех музыкантов дураками, но однако ж достаточно очевидно, что профессиональный музыкант/танцор/артист не равно творческая личность. Может быть, да, а может быть - просто притворяется, и пользуется чьими-то трудами. Это относится ко многим "творческим" профессиям - особенно когда дело касается групповой ответственности за результат; но даже солирование далеко не всегда означает творчество. Меня после народной культуры всё время коробит масскультовский подход - смотри туда, говори то, вот тут надо махнуть ручкой, а тут шаркнуть ножкой; вместо творчества чувствуешь себя мартышкой в клетке. И тем не менее именно подобным подходом, повторением сказанного режиссёром-постановщиком, достигается эффект шоу, зрители в восторге, в воздух летят чепчики и всё такое - в любом телевизоре вы увидите именно это, дрессированных обезьянок. На любом уровне.
И вот тут имхо как раз и кроется ответ - откуда берётся наша расейская "элита" - хотя это касается, вестимо, не только РФ, процессы просто скопированы с Европы; но так как проблемы индейцев шерифа не волнуют, будем говорить за себя. Народ выталкивает молодёжь "в люди", даёт ей всё лучшее, что у него есть - ведь онижедети! - а наверху эта самая молодёжь внезапно понимает, что тут совсем другие правила, нежели "внизу", всё по-другому, и тем не менее массы рукоплещут - "эвон где нашего показывают!". Между народом и "элитой" - пропасть, по сути разные культуры - внизу в общем-то свобода самовыражения (пусть и ни на что не влияющая), а сверху заученное обезьянничество за кукловодом режиссёром. Возможностей у элиты куда больше, а вот свободы, как ни странно - меньше - ибо рейтинги и имидж.
Элита не обязательно должна быть сценичной и публичной - я тут просто показываю на примерах, которые видны буквально каждому: в политике и экономике процессы имхо похожи.
Основная проблема "элиты" - в её отрыве от народа, который собственно её и сделал элитой. Именно народное обожание сбивает с толку начинающих "элитариев" - им-то кажется, что "они всего добились сами", при этом толком ничего не сделавши. Какой-нибудь шахтёр каждодневно рискует жизнью, чтобы каждый из нас мог пользоваться светом и теплом; а тут вышел, слабал чего-нибудь, чему научили умные дядечки - и всё, те же самые шахтёры хлопают и боготворят - ни тебе опасности, ни даже каких-то серьёзных усилий; просто повторение-мать-ученья.
Именно народ - простые шахтёры, шофёры, металлурги и нефтяники - создают условия для возникновения "элиты", а та им платит "взаимностью", называя простонародное "ширпотребом", а что-то действительно стоящее - "элитарным". А ничего другого из философии избранности и не может вырасти - если ты выбился наверх, то ты избран, и теперь главное не упасть обратно на дно, к быдляку - поэтому "элита" идёт на любые мерзости, лишь бы оставаться на плаву и отличаться от народа. "
Быть как все" - кошмар элитария и вообще современного общечеловека, что, в общем-то, должно простому человеку показать его место в культурной матрице современности.
А ведь по большому счёту, быть элитарием означает принять правила поведения в элитной среде, то есть, фактически, тоже быть как все, в некоей
секте "элитариев". Не играешь по правилам - становишься изгоем и вылетаешь на дно.
Что тут можно поделать? Многократно говорил уже - провести массированную чистку элиты,
репрессивными методами, и наладить связь с народными массами, что потребует переформатирования культуры - необходимо вообще уйти от понятия "элитарная культура" - элита должна не возвышаться над народом, а тянуть его за собой, поднимать на новые уровни сознания. Тогда народ обратно в деревни потянется - деревня это не грязь земли, а естественное место проживания человека, и ничего не мешает там иметь все блага цивилизации, без городского свинарника. Главное - чтобы элита подавала людям пример, а не плевала на них с высоты своего положения. И как этого достичь без массовых расстрелов, что-то пока не понимается. Порвать связь с народом легко, а склеить обратно - куда как сложнее, как обычно.
А иначе так и будем идти шаг вперёд и два назад - покуда видим друг в друге конкурента и корм, а не соратника и единомышленника.
>>> Про элиту как культурный сепаратизм >>> >>> Третья часть статьи >>>