В продолжение статей про место культуры в жизни -
часть 1 и
часть 2 (про ругань).
Статьи пишу без особого плана, и зачастую без понимания того, что в итоге должно получиться; да, импровизация - наше всё. :) Поэтому сформулировать основную проблему цикла статей получается только ближе к концу - попробую в этой части наконец уже озвучить суть вопроса.
У слова "культура"
масса определений - от изначального "возделывание почвы" до "уровня элитарной культуры". Но везде прослеживается одна черта - культура это определённый уровень, стиль общения или творения. Фактически культура определяет наш с вами стиль поведения в обществе, наши ценности, наши границы приемлемого и так далее - то есть это далеко не простой или тривиальный термин, а во многом определяющие вообще всю нашу жизнь понятие.
Культура - это то, что нас окружает, то, что мы считаем "своим", допустимым, приемлемым. Не только песни и пляски, но и образ мышления, стиль разговора - это всё тоже культура. Если человек ведёт себя в общественном месте неадекватно, то он в первую очередь показывает себя человеком некультурным. То есть отсутствие культуры, как смех без причины, в общем-то - признак дурачины.
Здесь стоит добавить очередное лирическое отступление. Следует различать культуру личную, семейную, и культуру общественную - зачастую то, что принято в семье, не приемлемо в обществе, и наоборот. Как уже
упоминал в предыдущей части статьи, тот же самый мат в принципе допустим в своей среде (это не значит, что родители на нём должны разговаривать с детьми), в семейном кругу - который в традиционной семье означает весь род, всех родственников, и зачастую включает близких друзей; и категорически недопустим в обществе, то есть вне семейного круга. Это - часть русской культуры, с до-монгольских времён. В дальнейшем буду говорить именно про общественную культуру - всё-таки семья каждая по своему уникальна, а общество на всех одно. Попытки исключить семейную культуру и заменить её на общественную - "европейская", западная, "либеральная" попытка унифицировать человеков в некую общечеловеческую массу, без политических взглядов, национальных различий и даже без пола. Именно так имхо следует рассматривать попытки вынести сакральное на уровень общества - и таким образом
де-сакрализировать всё, до чего можно дотянуться.
Итак, вернёмся к общественной культуре; про семейную культуру тоже можно поговорить, но это отдельная тема. Все после-советские годы нашу с вами культуру стараются деформировать, расширить наши горизонты, показать, что мы-де зашоренные совки, надо ширше смотреть на жизнь. Но если смотреть на само определение культуры, то данное "расширение горизонтов" по сути означает не просто расширение дозволенного, оно легитимизирует вещи, что ещё недавно были запретными, а зачастую и греховными. Как показывал в прошлой статье, де-сакрализация мата и просто ругательств приводит к тому, что за слова, за которые раньше детям мыли рот с мылом, теперь звучат по ТВ и радио. И если бы это касалось только мата...
Как уже неоднократно писал, с развалом СССР героические борцуны с "совком" принялись ломать советскую культуру, но взамен они не смогли предложить ничего лучшего, кроме общечеловеческой культуры - я про это дело уже писал в
статье про мифы. Вернуться к до-революционным порядкам по разным причинам не получится - в частности, ни один российский аристократ с до-революционной моралью не подаст руки нынешним "аристократам" новой России - про что писал в статье про
легитимизацию элиты. До-революционная культура - именно как культура, а не набор шаблонов - по разным причинам оказалась для современной культуры также неприемлемой в роли базиса, и как-то так хитро оказалось, что нынешнюю Россию строят на базе... нерусской культуры. Про это - в
статье про место народной культуры в жизни.
Что-то тут у меня не статья, а набор ссылок получается - но что уж делать, если обсуждаю одни и те же проблемы, в попытках систематизировать происходящее вокруг.
На самом деле, как нетрудно видеть, я вовсе не противник прогресса и расширения горизонтов - но когда это действительно прогресс и действительно горизонты. Например, в
нашей банде, которая пытается достаточно глубоко копать народную традицию, в основном состоят представители вполне прогрессивных профессий, и как-то общение с древними бабушками и прослушивание архивных записей не мешает пользоваться мобильностями и осваивать вполне современные инструменты работы с информацией. Речь про другое. Никак я не пойму, почему для прогресса надо стать не-русскими, и почему наличие "шор на глазах" не помешало крайне бескультурным советским людям первыми полететь в космос и держать паритет в ракетах и авиации с "культурным" Западом. Хотите сказать, что хип-хоп и Android с iOS много сложнее автоматических межпланетных станций? Где-то тут подвох чую я.
После слома советской системы (а то и раньше) пошёл процесс переформатирования советской культуры на общечеловеческие рельсы. Потихоньку то, что раньше было нельзя, стало можно. Как раз - весьма удачно совпало - случилась приватизация, сиречь легальный отъём собственности у людей; и как раз в среде российской культуры воровство перестало быть смертным грехом (
заповедь №6), и стало фактически нормой. Ведь единственной ценностью пост-советской России
стали деньги, и у кого больше денег, тот и молодец; а как проще всего заработать приобрести денег? Украсть. Всё одно к одному.
А мы ещё удивляемся - что это масштабы коррупции в РФ превосходят советские масштабы на несколько порядков? Тут дело даже не в кровавой гэбне, а именно в культуре, в смене ценностей. Конечно, и советская распределительная система с безналичным рублём служили дополнительным стимулом, но ничего так не сдерживает человека от безумств, как его собственная система ценностей. И именно на неё направлен основной удар современной культуры.
И ещё раз - культура это то, что нас окружает, что мы считаем своим. Если человека с рождения окружает ПинкФлойд, то он и вырастет общечеловеком (хотя и, возможно, неплохим), и если ему с дедства говорить, что он живёт так плохо, потому что москали всё сало поели, то вот вам ответ, почему происходящее на "Украине"-2014 стало возможно. Культура - это то, что капает на мозги ежечасно, из ТВ, радио, газет, интернетов и так далее.
Поэтому я не люблю пафос - в условиях тотального распространения
цинизма ему легко противодействовать; достаточно просто похихикать в нужный момент и готово, вся "магия" разрушается. Поэтому наиболее действенной считаю культуру повседневности - то, что мы по привычке считаем фоном нашей жизни. Сериалы, киношки, музыка по радио - всё это формирует нашу с вами культуру, потихоньку-полегоньку, стоит только признать это нормальным и смотреть/слушать/воспринимать как что-то повседневное, обыденное.
К сожалению, культура современной России в значительной части представляет собой Содом и Гоморру в одном флаконе - причём чем рейтинговее и кассовее/массовее "культурный" объект, тем он, как правило, хуже и хуже - в культурном плане без кавычек. Из вполне нормального и самобытного советского проекта КВН вышли наиболее бойкие - и, видимо, поэтому наиболее беспринципные - пассажиры, и зарабатывают на своей известности; практически халявной, замечу. Таланты - да, возможно. Но люди без моральных принципов - в нашем, русском понимании - очевидно. Это я имею в виду Comedy Club и прочие пост-КВНовские штуки-дрюки, и персонажей, которые во многом определяют лицо современной российской "культуры".
Да взять хотя бы тот же КвартетИ. Ребята мега-талантливые, на мой взгляд, но если вдуматься, что они несут в своих постановках, спектаклях и фильмах? Они легитимизируют потребительский образ жизни, а также оправдывают враньё как факт. Что "День радио", что "День выборов" - построены исключительно на обыгрывании темы спонтанного вранья. Талантливо - безусловно, да. Полезно ли для общества? Безусловно, нет - потому что показывает, что талантливый лжец это круто, не то что унылые "совки". Кстати, следуя заложенными ими самими стереотипам, они сами не могут вырваться из круга всепоглощающего вранья, что уже напрямую вредит их имиджу - об этом я
уже писал.
И в этой подспудной легитимизации пороков - на мой взгляд, основная опасность современной "культуры" для страны, общества и населения в целом. Из русских пытаются вылепить европейцев - чем это может обернуться, можете глянуть на примере экс-Украины - вот где европейская мораль уже проникла в головной мозг основательно. Для
европейских колонизаторов убивать унтерменшей и заставлять их работать и нести курки-яйки-млеко - это нормально - вот и укро-патриоты нисколько не парятся, уничтожая унтерменшей, которые не хотят подчиняться новой власти - это просто генетические уроды и монголоиды какие-то, значит, их можно немного того.
И если вы думаете, что Россия свободна от этой заразы, то огорчу я вас до невозможности - у нас просто инерция общества больше, а так мы идём той же дорогой. Те же гастарбайтеры - мы уже считаем их нормой, не надругательством над людьми и над высшими законами справедливости - а чо, раз они такие нищеброды, пусть пашут на нас, а мы будем в офисе зарабатывать и на них плевать. Не говорю, что их всех надо собрать и сжечь, или наоборот - пусть живут за наш счёт, как это происходит в Европах; это всё не наши методы. Нам надо решать проблемы системно, через устранение причин проблемы, а не их следствий - через восстановление
уважение к труду; менять систему оплаты труда, чтобы жизненно необходимые профессии оплачивались за счёт нынешних синекур; ну и восстанавливать бывшие республики СССР тоже не помешает. Хотя о каком восстановлении сейчас может идти речь, если за пределами городов сёла загибаются от
чрезмерной централизации страны?..
Что тут поделать можно, чтобы не уподобляться "всёпропальщикам"? Имхо начать возрождение страны нужно в первую очередь как раз с культуры - с обратного переформатирования культурного пространства российских СМИ, с культа золотого тельца на традиционные российские ценности - хоть православные, хоть советские; серьёзных противоречий между ними нет. Без этого никакая индустриализация и коллективизация невозможны - прекрасно видно на примере 20+ лет "независимой" России, и далеко не только её, что деньги ищут, где бы быстрее и прибыльнее обернуться, а всякие необходимые каким-то там быдлякам инфраструктурные проекты с окупаемостью в десятилетия - о чём вы вообще? Какой космос, какой БАМ-2? Бабки можно стричь и на фондовом рынке, вот только на акции до Сахалина не долететь, и на хлеб её не намазать. Но про это пусть Пушкин думает.
И, в сто первый раз повторяю, культуру следует понимать именно как всеобъемлющее окружение человека, как образ мыслей. Из этого следует, что следует смотреть на "культурных" деятелей в целом, не только на их песенки и жеманные повадки, но и на их интервью, поведение вне сцен/трибун и так далее. И если зайти с этой стороны, то достаточно быстро становится видно, чего стоит их "культура" - и речь тут не про "грязное бельё" и вытаскивание интимных подробностей на всеобщее обозрение - это я как раз осуждаю, как смешение культуры семейной и общественной. Но если ты слушаешь того же Макаревича, то должен понимать,
какие он мысли вкладывает в свои песни, а не просто восхищаться аккордами и гармониями. Понятно, что "бедного" Макара сейчас только ленивый не пинал, но ровно то же можно сказать и про многих-многих "культурных" деятелей, на которых смотрит вся страна.
Государственный - то есть общепринятый - подход к культуре сейчас определяется ценностями российского общества; то есть культура должна приносить бабло, иначе зачем она нужна вообще? Это - совершенно верный подход, но только в парадигме Золотого тельца; то есть в системе ценностей, состоящей из единственной ценности - зелёные деньги. А в какой-то другой вселенной - в том числе в России, которую мы потеряли - культура несёт несколько другой смысл: она задаёт уровень и допустимые рамки приличий, то есть подспудно образовывает население. Про это я в
первой части статьи писал, не грех и повторить.
Нетрудно понять, к чему приводит такой подход. Так как главный параметр культуры - как и всего на свете - это прибыль, то становится не так важно, что думает творец и какую мысль он хочет донести; главным параметром становится желания масс, а также рекламные тренды и методы продвижения "культурного продукта". То есть фактически искажается сама суть культуры как средства образования и воспитания, как среды обитания человека, и она вырождается в средство развлечения масс, и также орудие переформатирования сознания людей в заданных кем-то целях. Без государственного системного подхода оба эти аспекта перерождённой культуры крайне опасны для общества и страны в целом - во-первых, вместо движения вверх, общество, наоборот, скатывается вниз - потому что не творец творит для масс, а массы диктуют творцам, пригибая его уровень до своего; а во-вторых, культурное переформатирование сознания проводится в каких-то интересных целях, очевидно кому-то выгодных, вот только не вполне понятно, кому - уж точно не обществу и не государству.
В качестве традиционной музыкальной иллюстрации приложу ролик "Песняров" с Песни-72 - для оценивания уровня культуры "тогда" и "сейчас".
Click to view
...и всё же не стоит забывать, что музыка - это лишь часть единой культуры, надо на всё в комплексе смотреть. Но, видимо, разверну мысль в следующих частях...
>>> Про культуру и патриотизм >>>