Продолжу тему обличения прогресса как явления, начатую в статье про
традиции как ориентир.
Я, конечно, в определённой степени ретроград и традиционалист, но не противник прогресса как такового. Но прекрасно понимаю, что освоение нового очень часто не является прогрессом, и любое развитие технологий запросто может быть и регрессом - со стороны человека как такового. А всё почему? Да всё из-за лени-матушки.
Начну издалека, как обычно. Шёл на работку, как водится, пешком, и возле относительно модного нашего Вычислительного Центра наткнулся на очередную поделку наших дорожных работничков - расширение автостоянки. В общем-то с одной стороны это прогресс - облегчаем жизнь автовладельцам, их ведёркам не приходится тесниться на тротуарах. А с другой - регресс и вредительство - потому что в ходе работ по расширению парковки фактически загубили пешеходную тропинку, по которой люди добираются до соседних институтов и жилых микрорайонов. И таких примеров из жизни можно понапридумать миллион.
Писал уже
статью про машинки - по сути от них простому человечку один вред в повседневной жизни; они жрут время (да-да, пробки создаёт не Путен и не марсиане, а эти самые машинки простых хомяков), деньги, нервы, здоровье и всё остальное, давая взамен в общем-то всего ничего - удобство. Если задуматься, то человек только потчует собственную лень, разменивая чувство удобства на всё вышеперечисленное. Да, мой дом - моя крепость, а машинка считай что второй дом, но ведь это как на дело посмотреть... с одной стороны, конечно, хорошо иметь карманную крепость - а с другой стороны чего ж хорошего, когда на месте чистого поля возникает стена вражеских крепостей. Если бы эти крепости были бы дружественными, защищающие вас от ворогов-басурман, ещё одно дело - но ведь они же считай что дикие, защищающие только собственных владельцев, а всем остальным откровенно вредя в виде преград на пути.
В дедстве я мечтал, что у каждого наконец-то будет собственная машинка - причём не чета современным ведёркам, быстрая и чуть ли не летающая - но даже тогда, в подростковом возрасте, я понимал, что и жизнь для этого должна поменяться; мечталось, что люди будут жить в огроменных небоскрёбах, но не скученных, как в европах с америкой, а расставленных в километрах друг от друга, и между ними как раз и надо будет гонять на этих самых машинках. В итоге и природы целые остаются - небоскрёб сам по себе занимает немного места - и машинки находят свой дом в подвале, и людям не надо пялиться друг другу в окна круглыми сутками; открыл окно - и леса с морями до горизонта.
Напоминаю, что про все эти штуки-дрюки думалось 10-12-летнему пацану. А вот современным политикам и градостроителям с архитекторам почему-то подобное на ум никак не придёт - им проще уповать на "свободный рынок", и списать собственную импотенцию на привычный принцип "не я такой - жизнь такая". Мы не меняем мир под себя, под своё понимание развития, а сами прогибаемся под "изменившиеся условия". С таким "прогрессом" в одном поле присесть немного стыдно.
Недавно писал несколько статеек про Сталинград; в частности, упоминал, как
американцы всеми способами пытались оправдать неспособность немцев окончательно взять город - и завалы там были, и снайпера, и жестокий Чуйков, и децимация (lolwut?). Я в этом году
был в Волгограде и сам видел позиции, которые в 1942-м обороняли солдаты "безжалостного сына крестьянина" - логически объяснить, почему армия, прошедшая Европу на 3-й передаче, не смогла пройти последние 100 метров до Волги, не получается. Никаких укрытий, просто голый обрыв до воды, простреливаемый с окрестных домов - и высокотехнологическая армия,
на которую работала вся просвещённая Европа, несколько месяцев билась об него, пока не передохла. Ни одна европейская страна не оборонялась от Гитлера столько, сколько один город на Волге - да что говорить, тут бои за дом могли протекать месяцами; дольше, чем потребовалось немцам для оккупации какой-нибудь франции. Где франция, а где дом, набитый чумазыми иванами - а результат, как говорится, на табло.
Как писал в статье про "
немецкий Сталинград", немцы в ходе сталинградской битвы стремительно деградировали, а наши солдаты - и армия в целом - наоборот, закалялись. И в этом глобальное различие между русским и европейским менталитетами - традиции у нас такие, неприятности и беды нас только сплачивают и
мобилизуют, в отличие от.
Хотя, безусловно, намного проще было бы поднять ручки, как те же французики, горестно вздохнуть "ничего не попишешь" и побрести в газенваген - потому как с русиш-швайнами церемониться уберменши бы не стали, опять-таки в отличие от. Но тогда кровавая гэбня и усатый тиран не позволили лени и трусости взять верх в подавляющем большинстве населения - и в итоге немцев намотали на гусли, а не наоборот. Чего им до сих пор европа не может простить.
К сожалению, в современном обществе крайне не хватает данных персонажей - ибо мы движемся как раз по пути потакания собственной лени, бессилию и импотенции, и некому схватить за шкварник и тыкнуть носом в собственное дерьмо: твоих лап дело? отвечай. Доходит до того, что заявления о том, что де в нашем обществе "изменилась мораль" считается нормой. Не поводом дать в щи с разворота, а нормой. Разного рода пассажиры, не особо скрывая рыльца, вещают о том, что "общество изменилось", "ситуация стала другой", и теперь то, что было плохо, стало хорошо. Толково придумано. Люди - наши с вами предки - веками костьми ложились за то, чтобы отстоять собственную точку зрения на то, что такое хорошо - если задуматься, Родина это примерно оно и есть - а тут "ситуация изменилась" и всё, можно воровать-убивать, лепота!
Опять от лени меня унесло к морали, но что поделать, если фактически она является оправданием всех тех бесчинств, которые сейчас творятся в сфере общественных отношений. Измена Родине - тягчайший грех, тяжесть которого понимали все с младых ногтей - теперь вызывает сочувствие "прогрессивного класса", супружеская измена - прямое нарушение 10 заповедей и фактически
смертный грех - вообще имеет тенденцию к общественному одобрению образца 21-го века. Ведь если очень хочется, то можно, гы-гы!
Недавно натолкнулся на совершенно
феерическую статью на нашем новосибирском сайте - больше всего выстегнуло даже не само содержание статьи (чего взять с
рекламщиков, кроме уголовных статей?), сколько одобряющие
комментарии. Это уже не где-то там, среди негров и пальм, а у нас, в центре Сибири, растёт племя младое, обсуждающее цены на стриптиз публично и ничего не стесняясь - для них это уже норма. А что вы хотите, если всё наше общество более 20 лет живёт по принципу "воруй, убивай, *** гусей" имени капитализма - каков поп, таков и приход. (с)
Казалось бы опять - при чём тут лень, если налицо деградация мозга?.. А, на мой взгляд, лень используется в качестве противовеса
воле, как подавитель высшей мозговой активности - зачем напрягаться, если можно расслабиться?.. "Позволь себе", "ты этого достойна" и прочие поблажки для всепоглощающей Лени. Зачем напрягаться, если можно расслабиться и получать удовольствие?..
Понятно, откуда уши растут. Человек волевой будет двигаться по жизни в направлении, который он определяет сам - как было у нас в массе своей до определённого момента истории; а человек ленивый быстро превращается в легко манипулируемого потребителя, которому можно впарить любую хрень для удовлетворения его лени.
Сторонники ленивого прожигания жизни сразу агрятся и начинают отмазываться, что тип прогресс нужен, чтобы не ездить на лошадях и не ходить пешком вместо использования авто и ракет, бороздящих просторы. Но тут следует различать потребности и хотелки. Транспорт и связь - это потребность и необходимость; да, зачастую так не любимый ретроградами интернет является чуть ли не жизненной необходимостью, когда надо срочно уточнить местонахождение или переслать важную информацию; в таких условиях и Твиттер - потребность. А вот автомобиль под цвет колготок - это, как вы понимаете, уже не потребность, а хотелка; и таких "хотелок" у среднего обывателя чуть ли не большинство из того, что он считает потребностью,
Взять то же авто, с чего, собстно статья и начиналась. Оно буквально вынуждает своего владельца тратить деньги на себя - бензин-масло-ТО - и не даёт ему практически ничего взамен, кроме задницы в тепле. Да, раз-два в год оно позволяет ему выбраться на природу, куда без машинки не добраться, но всё остальное время оно выступает в роли заменителя общественного транспорта, который позволяет делать всё то же, только не так удобно, хотя и намного дешевле. Даже если каждый день ездить на работу и с работы на такси, это будет всё равно дешевле содержания собственного авто - но про это хомяк не думает, у него "потребность" в собственном авто. "Чё я как лох буду без машинки?" - и всё, и кредиты, и потерянное время, и одышка при пеших переходах более чем 5 минутной дальности... Зато удобно, блин.
Не говорю, что надо отринуть авто и пересесть на лошадей; но в условиях современного мегаполиса от личного авто практически один вред, и тем не менее тенденция скорее идёт в сторону "два авто на семью", чем в сторону общественного транспорта. В итоге хуже становится всем; но человек ленивый не думает о будущем, ему важнее собственный зад в тепле.
Когда современный хомяк смотрит военную кину про ту же войну, ему вкрадчивый голос вещает, что тогда их заставляли, давили, угнетали, и как всё это плохо, даже если результаты в пользу этого самого хомяка. А когда на него же давит работодатель, заставляя работать сверхурочно и бесплатно, а реклама ежечасно выносит ему мозг, психологически обрабатывая так, что герр Геббельс плачет кровавыми слезами - это всё в норме вещей, хотя и очевидно бесполезно и даже вредно для этого самого хомяка, зато исключительно полезно с точки зрения его эксплуатации большими дяденьками. Видите как красиво получается?..
В итоге мы становимся неспособными на какие-либо поступки под натиском всесокрущающей лени. К хорошему быстро привыкаешь, а вот привыкнуть к лишениям и напрягам куда сложнее. Но всё равно можно, если для дела. Однако если привык жить в режиме "раз мне хочется, то я так и буду делать", вряд ли будешь жертвовать чем-то даже заради великой цели. И, боюсь, новый Сталинград станет невозможным - зачем напрягаться, если можно расслабиться и забыться в газенвагене?..
Поэтому и надо изучать историю, чтобы понять, как действовали наши предки в нечеловеческих условиях и учиться у них. Не у убогих европ учиться, которые не могут понять, как сыны крестьян размазали по грунту одетых с иголочки фашиков. А у своих предшественников, которые получше нас с вами знали, как жить в России.