Немного баттхерта на тему машинок

Mar 13, 2012 13:12

На люблю автомобили - те, которые легковые, на которых ездит "креативный класс". Не то, чтобы они мне не нравились как объект - как и любой человек мужескаго полу, я люблю поковыряться во всяких "примочках и присосках". Но как явление, заполонившее наши города и веси - бесят.

Как известно, наши с вами города более чем на 146% проектировались в советское время, и с тех пор каких-либо мега-глобальных изменений там не проводилось - ну кое-где добавили одну полосу движения, пару улиц перевели на бес-светофорный режим, где-то даже объездную дорогу построили вокруг города.

Но извините-простите, когда наши города строились, на каждые 100 человек было 1-2 машины, которые, как правило, стояли в гаражах, и использовались в основном для дальних поездок. Теперь машинок минимум в 10 раз больше, гаражей на всех категорически не хватает, и почти все они толпятся у нас во дворах. А уж что происходит на дорогах, это вы мне сами лучше расскажите - я там не бываю, я всё больше по лесам да болотам. Но говорят - ужос.

Почему такая вакханалия случилась - сказать сложно. Одновременный коллапс общественного транспорта, и некоторое повышение благосостояния привели к тому, что значительная часть хомяков граждан пересела с автобусов и маршруток на машинки. В итоге плохо всем.

Личное авто - это, конечно, удобно. Главная фича даже не в мобильности, а в личном пространстве: фактически машина - это личная территория. Как второй дом. Во многом именно поэтому несознательные граждане предпочитают кататься на вёдрах, несмотря на пробки - ведь очевидно, что стоять в пробке много проще в виде пассажира, чем напрягаться и нервничать в роли водителя. Просто в общественном транспорте ты среди быдла, а в машинке - как дома. Если взять среднюю цену машинки и бензина на неё, гораздо выгоднее ездить на такси. Удобство всё то же - но ведь это же не мой дом, не моя крепость.

В итоге получаем призовые стрессовые ситуации. Средний хомяк офисный работник мало того, что на работе напсихуется, так ещё и на дорогу его выпускают, где он тоже едет и ругается - только множит стресс. Зато, блин, удобно.

Несколько лет назад удивил меня один факт - что-то мы такое таскали в подвал, служивший тогда нашим офисом - там буквально пара десятков ступенек. И одна знакомая, ровестница, после пары пробежек туда-сюда говорит - ой, что-то я устала, а вот тебе всё нипочём. Потому что её всё время возят на машинке - и на работу, и после - а я пешочком хожу. Один-два лестничных пролёта как расстояние вообще не воспринимаются, а вот поди ж ты. Так что автомобиль ещё и здоровью в общем-то вредит напрямую.

Дальше. Недавно со знакомой детства разговорились, как ни странно, о детстве. Вспоминали, как в дошкольном возрасте ходили на улицу гулять одни, как по всему району носились в 1-2 классе - причём в то время жили в разных районах, то есть такая ситуация была по всему Академу. Когда я спросил "А чего ж ты своих теперь не выпускаешь на волю, в пампасы?" последовал ответ - "А тогда машин не было". И правда - мы зимой на внутриквартальной дороге играли в хоккей, и машины проезжали раз в полчаса от силы.

Как-то так получается, что машины крадут дедство у наших детей. А всё ради удобства, ага?

И ведь этим удобством, этой ленью можно оправдать буквально что угодно. Поэтому считаю, что если что-то менять в этой ситуации, то нужен государственный подход - уповать на совесть или здравый смысл непосредственно граждан нереально.

Если ребёнку сказать, что конфета это плохо, что потом придёт злой дядя стоматолог и будет кривыми ржавыми щипцами раскачивать зубки - то ребёнок скорее всего всё равно будет хотеть конфету, ибо она есть здесь и сейчас, а дядя стоматолог - когда-то потом, и возможно не с ним. Так и средний хомяк обыватель - зачем думать о каком-то там будущем, если хочется погонять прямо щаз.

Тем более, что усилиями рекламы и прочих причуд "свободного рынка", машинки превратились в некое подобие половых признаков - ими меряются; иметь маленькую машинку (не говоря уж о том, чтобы не иметь оной вовсе) - стыдно и неприлично. Понятно, откуда всё это пошло - с зоны, где у людей нет ничего, и там меряются всякой фигнёй; выходя оттуда, начинают палить деньги на пускание пыли в глаза всем, ибо привыкли так жить ещё "там". А простые люди смотрят - а я что, хуже этого бандюка? И вместо того, чтобы жить нормальной жизнью, перенимают привычки уголовщины. Это характерно для после-советской России в целом, ну, да это отдельная тема, об этом в следующих выпусках.

Вот как-то так, ради самоутверждения и некоего полу-призрачного удобства люди гробят свои нервы, своё здоровье, ещё и крадут детство у собственных детей - не говоря уж о том, что они мешают окружающим своими вёдрами.

Как с этим бороться? Как уже говорил выше, уповать на сознательность бесполезно. Есть два пути - запретительный и поощрительный. Сперва про поощрительный - можно сказать, что так и должно быть, что пусть ездят и гадят кругом, ну а что типо поделать. Тогда надо перепланировывать города, расселять любителей личного транспорта за пределы городов, туда же выводить всякое "креативное" производство - чтобы не создавать заторы в центре и на магистралях. Путь крайне затратный, причём осуществлять его должно, как нетрудно догадаться, государство - ибо больше никто не сможет. С каких пирогов государству заботиться о гражданах, которые не могут проявить минимальную сознательность - неведомо.

Поэтому остаётся путь №2, запретительный. Тут в общем-то думать даже особо не надо, достаточно перенять опыт Европы и Японии. Обложить повышенным ясаком старые автомобили, авто без катализаторов, просто большие авто, поднять цены на бензин - в общем, можно даже никого не расстреливать, просто сделать авто труднодоступными экономическими методами. Ибо от них в общем-то куда больше вреда, чем пользы.

Поставил машину во двор - плати. Остановился вне парковки - плати. Купил старую таёту - бугого, ты видел цену на тех. осмотр - официальную, как в Германии? Досвидос.

Может, тогда мы с вами и сможем пройти пешком по нашим городам.

размышления

Previous post Next post
Up