о тех кто исчез

Jun 23, 2009 13:12

Пишу статью про Раневскую. Вспомнилось ужасное, ужасное, ужасное. У нас на курсе был мальчик Дима Щеглов - из чудесной театральной московской семьи.

Семьи с историей: мама - актриса театра Моссовета Ирина Квитинская,очаровательная веселая вечная девочка, отчим - актер того же театра Володя Шурупов, темноволосый красавец с низким бархатным голосом, отец - архитектор Алексей Щеглов, сын легендарной театральной личности Анисимовой-Вульф, а значит, подруги Фаины Раневской, соратницы Юрия Завадского и т.д. Дима - тонкий, нервный, поэт, романтик, склонный к мизантропии и ужасно смешливый, такой "неправильный" лорд байрон, постояннно в кого-то влюбленный и страдающий от этой любви. Мы с ним очень сдружились, бывали друг у друга дома,в их небольшой уютной актерской квартире на Таганке, в Товарищеском переулке репетировали сначала этюды, потом самостоятельные отрывки. Наш "звездный" час - отрывок из "Жаворонка", сцена Жанны и дофина Карла. Даже на французском играли))Читали друг другу стихи, участвовали в издании рукописного поэтического журнала, делились запретными книжками, которых в наших семьях было предостаточно. Помню, Димку как-то замели в метро за что-то ( то ли выражение лица не понравилось - Димка всегда смотрел на эту совковую обслугу с вызывающим высокомерием, то ли заподозрили, что пьяный - поскольку вид у него всегда был несколько отрешенный), а у него в сумке - "Архипелаг". Он был белый, как полотно, и молился только об одном - чтобы они не заглянули в сумку. Мы потом смеялись - ты бы еще в вагоне его раскрыл и читал!)
Ближе к выпуску случилось неожиданное - Дима женился на самой некрасивой, но самой талантливой девочке курса - Лене Бобылевой. Лена - из простой семьи, из подмосковья, девочка с очень сильным характером, мужским практичным умом и каким-то диким истошным талантом. Абсолютная противоположность. Браку этому мы предвещали быстрый финал. Но финал оказался жутким.
Лену взял Эфрос на Таганку, после возвращения Любимова Лена там и осталась, Дима тоже что-то репетировал , но большей частью писал - страсть к литературе победила. Жили они на Таганке в той же квартире,правда уже без Володи Шурупова,который совершенно неожиданно умер. А потом... Лена родила ребенка и после родов у нее обнаружили онкологию. Она страшно похудела, долго лечилась, прошла несколько операций и все-таки выскочила, даже вернулась на сцену. Но рак очень скоро догнал ее, и она умерла на Каширке. В тридцать с лишним лет. Дима остался с маленькой дочкой и больной мамой, которая ушла из театра после смерти мужа. Дима выпустил несколько книг - о Любови Орловой, о Раневской, которую знал и хорошо помнил. А потом... через год после лениной смерти у него обнаружили... рак. И он умер не дожив до сорока. В квартире на Таганке осталась одинокая полубезумная женщина с маленьким ребенком. Ирина Павловна протянула не долго. Весть о ее смерти не была неожиданностью. Маленькую девочку забрал Алексей Щеглов, отец Димы. Квартиры на Таганке в Товарищеском переулке, наверное, нет больше. Живут другие люди. И нет целой семьи. Невероятно талантливой, какой-то очень светлой и существовавшей по законам взаимной любви, почти полного растворения друг в друге. Про таких говорят - связаны пуповиной.


прошедшее время, личное

Previous post Next post
Up