Почему рушится рынок акций или кризис доверия

Jan 10, 2009 22:08


    Начну издалека. Когда мне было лет пятнадцать, в стране началась приватизация. Была кампания, в которой населению разъяснялось, почему чековый фонд надёжнее, чем вложение в конкретное предприятие, и что десять тысяч на чеке (его номинал) - это просто ничего не значащая цифра. В интервью мы слышали обещания получить эквивалент двух автомобилей "Волга", ну, может быть одного, в случае неудачного вложения. Я в экономике почти ничего не понимал, как и мои родители, и как выяснилось, теперь в ней тоже почти никто ничего не понимает. Оказалось, что за получение приватизационного чека нужно заплатить (25 рублей, кажется). Сумма не слишком существенная, но в масштабах страны они неплохо заработали. Или красивая бумажка столько стоила?
     На свой чек получил 10 акций фонда ЛЛД, а на доверенный мне ещё один чек, подав заявку, приобрёл акции ЛУКОЙЛ "Волгоград Нефтепереработка". Расчет был нехитрый: так как компания ЛЛД занималась улучшением автомобилей УАЗ, что на тот момент казалось перспективным и вполне реальным делом, вложение туда выглядело привлекательным. Однако тогда я не знал, что фонд ЛЛД и та тюнинговая контора ЛЛД - это совсем не имеющие друг к другу отношения организации. Объединяли их лишь учредители, какие-то два брата. Акции "Волгоград Нефтепереработки" тоже казались неплохим выбором. Бензин нужен всегда, контора является частью большой структуры ЛУКОЙЛ, а, следовательно, банкротство ей не грозит, и мой доход обещал быть приличным. Но как я ошибался!
    Первым разочарованием было количество акций "Волгоград Нефтепереработки", которое я получил по моей заявке, и их номинальная стоимость, которая была значительно ниже номинала чека. Дело в том, что количество таких "умников", как я было слишком велико. Вторым разочарованием был размер дивидендов, которые я получил от "Волгоград Нефтепереработки": за эти деньги можно было купить несколько конфет или выпить стакан сока. Третье разочарование - это отсутствие информации из ЛЛД-фонда. Как потом выяснилось, его обанкротили, он попал в собственность какого-то банка, который в свою очередь тоже обанкротили. Вот такая бесславная "кончина" с отсутствием "концов". Остаётся только представлять, сколько денег "увели" эти два брата-учредителя. Разочарование четвёртое - это когда акции ЛУКОЙЛ "Волгоград Нефтепереработки" "превратились" в акции ЛУКОЙЛ, с уменьшением их количества естественно. Одновременно я, устав от ходьбы на почту за "копеечными" переводами от ЛУКОЙЛ по результатам деятельности за год, и почтовых поборов, завёл сберкнижку, на которую и велел перечислять то, что они называли дивидендами. Как вы убедитесь, если захотите читать далее, я опять поступил не дальновидно.
    Я не буду подводить здесь итоги приватизации, и проклинать тех, кто её устроил. Все и так всё знают. Однако хочу сравнить максимальную сумму, которую я мог выручить за продажу своих акций ЛУКОЙЛ со стоимостью автомобиля "Волга". Итак, максимальная стоимость моих акций была около 25000 рублей. С учётом уплаты налога и услуг брокера эта сумма снизилась бы ещё на несколько тысяч. За эти деньги можно купить "Волгу", примерно десятилетней давности с пробегом что-то вроде 100000 км. Если именно такой автомобиль имели в виду организаторы приватизации, то они большие шутники. Вы удивитесь, но на дивиденды, которые я впрочем, не могу получить, я тоже мог бы купить "Волгу", или даже две, правда в магазине игрушек, и в масштабе 1:43. Недавно одного господина судили за то, что он обещал воскресить людей, и брал за это определённую сумму денег. Он говорил, что воскресил их, но родственники не поняли сути воскрешения. Так и нам, заглядывающим в пустые карманы, и вопрошающим, эти деятели заявляют, что мы не поняли сути приватизации. А некоторые вообще насмехаются.
    Однако, продолжу, постепенно приближаясь ко дню сегодняшнему. Придя в сберкассу, где был открыт мой счёт, я убедился, что дивиденды поступают, после чего на несколько лет туда не ходил. Год назад я решил, что на "книжке" должно было накопиться рублей пятьсот (судя по ежегодным отчётам ЛУКОЙЛа, которые я получал по почте). Надо снять, и купить для семьи что-нибудь вкусное. Придя в сбербанк, я обнаружил, что денег не поступало. Я стал звонить в отделение по работе с акционерами ЛУКОЙЛ, где выяснил, что Сбербанк поменял свои реквизиты, и платежи не проходили. Вот вам типичный пример бизнеса "по-русски": банку плевать на своего клиента, компании плевать на своего акционера. Никто не удосужился предупредить меня об обстоятельствах. Черкануть письмецо, мол, уважаемый клиент, такие у нас дела... Простите, размечтался!
    Звоню в ЛУКОЙЛ снова и прошу, чтобы выслали мне задолженность по дивидендам почтой, и остальные выплаты высылали бы таким же путём. Они говорят, приезжай к нам, заполни карточку акционера, или вышли заверенную у нотариуса почтой. На что я отвечаю, что все бумаги заполнял при приобретении акций, а поход к нотариусу стоит времени и денег, как и поездка к вам. И эти деньги приблизительно равны сумме самих дивидендов. На что офисный наглец, осведомившись, где я живу, стал утверждать, что дорога от моего дома, до их конторы гораздо дешевле. На что я ему сказал, что пешком вообще бесплатно будет. Так и поговорили. Пишу письмо в ЛУКОЙЛ, с тем же запросом. Они отвечают, ссылаясь на статью закона, по которому вследствие смены документа, удостоверяющего личность, акционер должен перерегистрироваться. А паспорт же сменила почти вся страна, однако зачем тогда в паспорте оставлена пометка с номером старого главного документа гражданина? Таким образом, в связку банка и компании, которым на меня плевать попало и государство с "наплевательским" законом.
    Для чего потребителю нужны акции? Их можно использовать как вложение средств, с вероятной перспективой роста, (до недавнего времени это работало), как средство установления контроля над компанией, для получения дивидендов от работы прибыльного бизнеса, как инструмент рыночных спекуляций. Вложение средств? Теперь вряд ли. Акции из стабильного источника дохода превратились в головную боль. И это основная беда. Некоторые "эксперты" говорят о возможности долгосрочных инвестиций, но готов ли кто-нибудь из них вложить собственные деньги? Как средство установления контроля над компанией? Это и вовсе смешно, особенно в России. Дивиденды? Вы прочли всё вышестоящее? Тогда, я думаю, вопросов быть не может. Но сомневающимся скажу, что если бы я продал акции ЛУКОЙЛ по минимальной стоимости, и вложил бы в банк под минимальный процент, мой доход в несколько раз превысил бы размер так и не полученных дивидендов. Рыночные спекуляции? Да, можно заработать, имея "своего" человека в правительстве, или, по крайней мере, в министерстве финансов. У вас такой человек есть? А без такого человека вероятность остаться "в плюсе" не превышает 5 процентов, что меньше, чем в карточной игре "покер".
    В одной из радиопередач выступал брокер, который предлагал приобрести пакет акций для начала игры на российском фондовом рынке за смешную сумму: от 15000 рублей. "Посмотрите, например, на "Норильский никель" - говорил он - "акции упали до безобразия, теперь только рост!" У меня как раз накопились такие деньги, и я подумал: "А почему бы не попробовать?" Но ведь у меня же уже есть акции! Что я имею с них кроме проблем? Ничего! Тогда зачем мне ещё? Есть и, наверное, всегда будет такое желание, получать доход "лёжа на печи": ты ешь, а деньги прибавляются, ты спишь, а деньги копятся. Помните "МММ", рекламу по телевизору, с указанием стоимости билетов? Красота! Чем всё кончилось, я надеюсь, вы тоже помните...
Товары по-прежнему производятся, люди ещё имеют возможность потреблять, но современный бизнес и государственные органы безнадёжно подорвали доверие к финансовым инструментам. Поколение "знающих хозяев" и ответственных менеджеров сменили рвачи, которые ради прибыли и хороших показателей (пусть даже лживых) готовы на что угодно. Когда раньше человек приходил в банк за кредитом от него требовали раскрыть чуть ли не всю подноготную, прежде чем он этот кредит получит. Это конечно не дело, но и такого, как теперь допускать было нельзя. Типичное слово на сегодняшний день - это "перезаложено". Именно эти игры с бумагами, когда-то считавшимися ценными, и губят доверие к бизнесу. В своё время слово "демократия" было опорочено и вдавлено в российскую грязь, теперь то же самое сделали со словосочетанием "рынок акций". Нельзя людям, не имеющим практически ничего, даже грамотного бизнес-плана, выдавать деньги просто так. Если бы к вам пришёл приятель, и сказал: "Слушай, дай денег, я пойду в карты сыграю, выиграю, тогда отдам". Вы дали бы? А вот банки давали, и сами играли, и проиграли...
Однако, такие люди, как Батурина, например, вывела свои деньги, продав акции Сбербанка до их падения. Это я вычитал в одном финансовом журнале. Они обо всём уже знают заранее, так как они сами - власть.
    Не так давно Сбербанк продавал свои акции населению, и мой отец решил поинтересоваться условиями. Оказалось, что минимальный пакет стоил сто тысяч рублей. Это его естественно не устроило. Теперь, я думаю, они не отказались бы продавать пакеты и по десять тысяч, только кому они теперь нужны?
    Итак, подорвав доверие населения к акциям, как к вложению средств, и отдав рынок на съедение спекулянтам, правительство получило массовый отток средств и нестабильную экономическую ситуацию. Это не даёт использовать нормальное планирование бюджета, и заставляет рассматривать все возможные сценарии, в то числе и катастрофические. Есть и другое мнение: вся кризисная ситуация является искусственно созданной. А цель - это новый передел собственности. Манипуляторы ловко орудуют в кажущемся хаосе, на самом деле являющимся чётким планом, недоступным для понимания при отсутствии информации.
Вместо реально отражающих показатели компании индикатора, акции превратились в способ заработка спекулянтов и политиков. Любое заявление из Кремля можно обернуть в дензнаки, надо только провернуть сделку до заявления, а, следовательно, знать о нём заранее. Подрыв интереса к рынку акций начался ещё во время приватизации, продолжился с уничтожением ЮКОСа, когда все поняли, что свободного рынка в стране нет, и закончился теперь. Рынок акций почти разрушен. Будет ли он разрушен полностью или будет восстановлен? И не станет ли его восстановление очередной "пирамидой", покажет время.

приватизация, банкротство, кризис

Next post
Up