О религиозном просвещении в общеобразовательных школах

Feb 11, 2009 21:33

   В 2008 году активному обсуждению подвергалась возможность введения в школах России предмета, изучающего либо православие, либо все основные религии. Первыми тему подняло православное духовенство. Они аргументировали потребность в данном спец предмете следующим: Безнравственность в российском обществе достигло своего предела и началось разрушение нации. Остановить это может только религиозное воспитание с ранних лет. Дети остаются в неведении о такой важной части осознания личности человека, как религиозное понимание окружающего и видение своего места в мире. Однобокость преподавания и отсутствие общей картины мироздания в обычных школьных предметах нужно дополнить концептуально завершённым учением, которое поистине "раскроет глаза" молодому человеку.
   С другой стороны, а именно атеистов, части деятелей науки и представителей других верований поступили не менее важные аргументы против: Россия является светской многонациональной страной, в которой должны соблюдаться права представителей граждан всех национальностей, вероисповеданий, без навязывания или преимущественного положения какого-либо культа. Религия не носит характера проверяемого на практике учения и, поэтому, не может встать в один ряд с науками, преподаваемыми в общеобразовательных средних учебных заведениях. Преподавание православия в школах нарушит хрупкое равновесие и приведёт к межнациональным и межрелигиозным конфликтам. А в конечном итоге - и к нарушению территориальной целостности государства.
   Был предложен компромиссный вариант: преподавать историю мировых религий, однако, он не нашёл понимания у большинства православных деятелей. Отчасти потому, что от личности преподавателя и его личных предпочтений, зависит и качество излагаемого материала.
   В настоящий момент обсуждение темы приостановлено по целому ряду объективных причин. Однако не исключено, что в нынешнем году вопрос вновь будет поднят.
   Автор этого текста не является представителем какой-либо религии, но больше знает о православии, чем о какой-либо другой системе верований. Более того я считаю православную религиозную концепцию заслуживающей внимания любого человека, у которого за время жизни появились вопросы без ответов. Возможно, в ней они обнаружат что-то для себя.
   Я против преподавания как основ православия, так и истории мировых религий в рамках школьной общеобразовательной программы. И далее я хочу аргументировать своё мнение.
   Что касается истории религий, то на уроках истории и философии, а так же литературы эти темы никак нельзя обойти, и плох тот учитель, который откажется рассказывать об этом. Именно преподаватели указанных предметов должны дать детям понимание этой части сил и устремлений, исторических процессов и изменений. Но ведь этого не достаточно! Да, пожалуй. Но остальное ребёнку должны дать родители, ибо просвещённый ребёнок в непросвещённой семье - это конфликт. Когда детей в школе разделяют на уроках труда по половому признаку, и для изучения иностранного языка по принципу "повезло-неповезло", почвы для конфликта не возникнет. А вот спор чей бог сильнее всегда вызывал конфликты. Неужели вы хотите видеть такое среди подрастающего поколения?
   С чего начинать рассказывать о православии? Это вопрос вопросов. Один проповедник в древности, неся христианскую веру варварским племенам избегал проповедей из Ветхого завета. Ибо, что из них следовало для полудиких племён? А то, что Бог иудеев самый могущественный, и именем его можно покорять другие народы, а ослушавшийся воли его будет неизбежно наказан. Это могло послужить ещё большему кровопролитию, которое проповедник решился не допустить.
   Слишком многое зависит от личности преподавателя и степени его подготовки. Надо признать, что достаточного количества готовых разъяснять Писание, у РПЦ сейчас нет. На подготовку таких людей может уйти десятилетие и уйма средств. Откуда церковные чиновники хотели привлечь средства на реализацию программы? Ответ может быть, пожалуй, таким: из бюджета Российской Федерации. Появляется ещё одна версия такого желания ввести преподавание основ православной веры: коррупционная. Церковь, получая средства из бюджета, решает часть своих проблем, расширяет своё влияние, предлагая государству, решить свои проблемы, вырастив послушную армию, которую можно использовать в любых целях.
   Одного православного священника, принимавшего участие в радиопередаче, попросили высказать своё мнение о преподавании основ православной веры в школах. Он был против, и рассказал историю, как во время празднования тысячелетия крещения Руси, сопровождавшегося повышением интереса к вере, его попросили выступить в школе перед учениками и родителями. Он согласился. Когда он вошёл в зал для выступления, там было так много людей, что не было достаточно сидячих мест для всех. Выступление, как показалось, имело успех, и организаторами было предложено проводить такие встречи на постоянной основе. Но на вторую встречу пришло с десяток человек, а на третью ещё меньше…
   Из этой истории следует, что доброй воли для изучения православия у большинства населения нет, и людей в обязательном порядке нужно, как котят, тыкать носом, насилуя их волю, для их же собственного блага, что неоднократно делал Бог в ветхозаветных книгах. Но для блага ли? Есть ли кто-то сейчас, в РПЦ, кто назвав бы себя пророком, взвалил бы на себя эту ношу? Не слышал о таких. А, значит, возможно, православное воспитание в общеобразовательных школах, вовсе не является делом богоугодным?  И, может быть, это всего лишь воля чиновников от церкви, современных фарисеев и книжников, из уст которых исходит не дух православной веры, а буква?
   Есть две новости: плохая и хорошая. Плохая - денег в бюджете на преподавание нового предмета нет. Хорошая - как не странно та же самая. Теперь прояснятся истинные намерения религиозного чиновничества. Отступят или нет?
   Опыт преподавания Закона Божия в России уже был. Дал ли он России достойных сынов и дочерей? Да, безусловно. Но их количество было не большим, чем двадцать лет назад, и не большем, чем даже теперь. Несмотря на тотальное религиозное влияние в царской России, количество душегубов и воров не многим уступало теперешнему, и это, несмотря на большую тяжесть наказания. Не говоря уже о том, что верующие ничего не смогли противопоставить революции, а идейность большевиков превысила жертвенность российского христианства. Лишь в немногих местах люди оказали сопротивление разрушению храмов, разграблению церквей и уничтожению служителей. Что это? Христианское непротивление злу насилием? Или традиции воинства Христова были напрочь забыты?
   Так кого хотят воспитать нынешние иерархи православия? Людей образца 1917 года, без сопротивления позволившие разрушить старый мир, клюнувших на лживые обещания горстки воров и предателей, оставивших на поругание национальные святыни? Если это так, то это понравится очень не многим в стране. Пример ранних христиан конечно очень важен, но последующие традиции призывали защищать веру, в том числе с оружием в руках. Если нет, то это значит, что нынешнее духовенство уходит от традиций, и намерено преподавать в другом духе, на других примерах, скрывая одни книги, и выпячивая другие. По другому нужно и объяснять мировой порядок, место современного христианина в мире. Попытка такого манипулирования скажет скорее о желании подчинить обучаемых не служению Господу, а поддержанию интересов узкого круга лиц, которые по прежнему будут использовать люд отнюдь не во славу Божию, а в целях обогащения и владычества.
   На мой взгляд, единственно возможный выход из ситуации заключается в смиренном и жертвенном поведении православных священников. Лучший способ вырастить достойное потомство - стать достойными родителями. Влияние на детей оказывают прежде всего их родители, потом бабушки и дедушки, а потом уже школа и общество. Что бы воспитать ребёнка в православных традициях, нужно, чтобы этим традициям следовала его семья, либо вырвав его из неверующей среды. Иначе конфликт неизбежен, и скорее всего, он может психологически травмировать ребёнка. Именно родители должны быть первыми, кто приведёт своё чадо в Храм Божий, именно их пример прежде всего нужен ребёнку. Чтение Библии должно стать традицией в доме, а не на уроках, и только тогда можно серьёзно говорить о воскресной школе, о православной гимназии. И, если происходящее будет богоугодно, православие заполнит собой Россию, как когда-то христианская секта стала крупнейшей религиозной общиной в Европе.
   Учение Христа довольно странное для современного обывателя. Поддержать юного христианина может только определённая среда вокруг него, иначе противоречия мира разрушат его личность и поработят волю. Жертвенное учение очень хрупко, а среда современной общеобразовательной школы не является подходящей для формирования православного прихожанина. Надеюсь, что здравые силы в РПЦ одержат верх, и ошибочное решение не будет применено в школах России.

образование, религия

Previous post Next post
Up