Странную тенденцию в сфере торговли довелось в последнее время заприметить: незнание продавцами своего ассортимента товаров.
Картина первая, зоомагазинная.
Уютный, даже камерный магазинчик в чистеньком полуподвальном помещении. Всё сияет, капитализм в виде аккуратненькой тётеньки на кассе очень даже опрятно развивается.
Захожу, спрашиваю:
- «Сибирская кошка, прима» есть?
Это такой наполнитель для кошачьего туалета, который моя животина воспринимает очень даже хорошо в отличие от остальных подобных товаров.
- «Сибирская кошка»? Нету… - прилетает мне вслед задумчивый ответ, а я в это время как-то по инерции всё-таки углубляюсь в ряды полок и стеллажей… Стоп! Так вот же он - искомый наполнитель, очень даже материален и осязаем.
Беру, возвращаюсь к кассе:
- Вот же! Что ж вы! - как-то радостно-недоумённо говорю я, но в ответ не получаю ничего вразумительного. Впрочем, я не сильно и допытывался.
Картина вторая, аптечная.
Некоторое время спустя, гуляли мы с женой по родным окрестностям - пеший моцион. Всё было хорошо, да только голова у супруги начала болеть. Дай, думаем, зайдём в первую попавшуюся аптеку, разживёмся «Мигренолом» (от мигреней, как понятно из названия).
Заходим. Спрашиваем:
- «Мигренол» есть?
В отличие от задумчивой зоотётеньки, которая, всё-таки, сомневалась по поводу своего ассортимента, аптечная дама ответила чётко и моментально:
- Нет!
- А что похожее есть? - спросили мы, несколько приуныв, так как названные таблетки и впрямь очень хорошо снимают головную боль.
- Вот, подходите-смотрите!.. - довольно равнодушно и небрежно сказала продавщица в белом халате.
Мы подошли, посмотрели… На стеклянной полочке во весь исполинский рост лежал… «Мигренол».
- Так вот же! - сказал я, и что-то почудилось мне знакомое в этой фразе.
Стоит отметить, что внятного ответа я не получил и в этот раз - равнодушно пожав плечами, аптекарша подала мне таблетки, с которыми мы и удалились.
Картина третья, фонарная.
О, это отдельная тема - разговаривающие между собой продавщицы, не поднимающие взгляд на зашедшего покупателя!..
- А она ему говорит: зачем ты картошку посреди коридора в мешках поставил?
- А он чё?
- А он ей: а куда ставить?
- Здравствуйте! У вас фонарики есть?
- Нету, - покачали головами продавщицы салона охотничьих и туристических товаров и, как ни в чём не бывало, продолжили. - А она ему: ну, поставь на балкон. А он ей…
Наученный не то, чтобы горьким, но опытом, я пошёл послоняться вдоль охотничьих сбруй, снаряжения и прочего - интересно, всё-таки. Да и мысль о том, что в этом царстве НЕТ ФОНАРИКОВ не пролазила в мою голову ну никак!..
Кхм… Передо мной раскинулась многоэтажная стеклянная витрина, ломившаяся от фонарей, фонариков и ручных прожекторов, способных осветить Луну в тёмную-тёмную ночь. Товарное фонарное изобилие было настолько впечатляющим, что я не нашёлся, что сказать женщинам, обсуждавшим картошку на балконе, а тихонько просочился в дверь, постаравшись ею не скрипнуть.
Немногословный финал.
Нет, я прекрасно понимаю, что порой не хочется отрываться от беззаботной болтовни, когда редкий вопрос забредшего нечастого путника лишь отвлекает от нити повествования подруги, и будет ли у тебя в этом месяце две продажи или (вот так удача!) целых ТРИ - не так уж и важно.
Но когда ты, продавец, находишься, в общем-то, вполне себе в профессиональном тонусе и не знаешь своего ассортимента!.. Я понимаю, огромные моллы, где сотни тысяч позиций ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯЕМОГО АССОРТИМЕНТА, где процесс подвоза товаров идёт круглосуточно!.. И самым нормальным ответом в этом товарном аду будет:
- «Хренотекс»? Сейчас посмотрю, - с последующим удалением к компьютеру. Нормально!
Но тут… Когда в твоей вотчине пять-шесть витрин, десяток стеллажей… Не хочется зарываться в морализаторство, а тянет просто недоумённо пожать плечами (вариант мести?.. хе-хе!) в ответ на приветственный вопрос продавца в торговом зале:
- Вам помочь?
- Нууунииизнааайууу, - и этак плечиками, плечиками…