Троцкий и борьба за качество

Jun 20, 2020 07:10

После удаления тов. Троцкого со всех постов в Красной Армии, ему пришлось переключиться на хозяйственную работу. В том числе, как мы писали ранее, заниматься вопросами качества продукции. Тов. Троцкий, в своем стиле организации работы, привлекал для этого средства массовой информации. Хорошо известна его речь на III Всесоюзном Совещании рабселькоров 28 мая 1926 г. "За качество, против бюрократизма, за социализм!" , часть которой была посвящена вопросам качества и роли печати в управлении качеством.

Менее известно, даже среди узких специалистов, выступление тов. Троцкого на эту же тему ("Борьба за качество продукции и рабочий корреспондент") перед рабкорами "Правды". Заполняем пробел, начиная публиковать это произведение, изданное в 1926 году и давно ставшее библиографической редкостью. Надеемся, что это прольет свет на деятельность тов. Троцкого на хозяйственной работе в то время, когда он был уже в фактической опале.

Л. ТРОЦКИЙ

БОРЬБА
ЗА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
И
РАБОЧИЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

ДОКЛАД И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
на собрании рабкоров „Правды‟ в клубе
имени М. И. Ульяновой

____________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА * 1926 * ЛЕНИНГРАД




ДОКЛАД Л. Д. ТРОЦКОГО
      Товарищи, я постараюсь быть как можно более кратким, для того чтобы дать возможность высказаться участникам настоящего собрания, поставить вопросы и подвергнуть их совместному обсуждению, потому что у меня, так сказать, цель корыстная. Я хочу кое-что узнать от вас, ввиду вашей связи с фабриками и заводами, для нашего Совещания по поднятию качества продукции. Поэтому в высшей степени желательно, - и об этом я условился с товарищем председателем, - чтобы у нас состоялась общая беседа по этому вопросу.

ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ
      А теперь позвольте перейти к существу вопроса.

Почему, собственно, поднялся вопрос о качестве продукции, или, иначе, почему он не поднимался раньше? Раньше у нас первое место занимали вопросы количества. Если вы откроете нашу партийную программу, то там прямо сказано, что задачей хозяйственного строительства на ближайший период является увеличение количества материальных благ. Программа писалась в период величайшей хозяйственной разрухи, в период полного отсутствия самых необходимых жизненных продуктов. И первой задачей было - хоть в каком-нибудь количестве воссоздать необходимые жизненные продукты. В е с ь     п е р в ы й     п е р и о д     х о з я й с т в е н н о г о     с т р о и т е л ь с т в а     п р о х о д и т     п о д     з н а к о м     к о л и ч е с т в а¹.    Мы все измеряли по сравнению с довоенным уровнем 10% от довоенного уровня, 20, потом 50, 70. Иногда переводили это количество на деньги и на цены. Когда сравнивали, то говорили так: вот данный завод производит столько-то штук кож; тот же завод производил раньше такое-то количество кож; одна кожа по каталогу 1913 г. стоит столько-то; затем умножали на стоимость число кож и получали таким образом сравнение со стоимостью продукции 1912/13 года, - сравнение, выраженное в рублях, в золотых рублях по ценам каталогов 1912/13 г. Это был самый обычный метод сравнения нашего производства с довоенным. Этот метод основывался на том, что, ставя вопрос о поднятии количества продукции, мы закрывали глаза на ее качество.

Когда мы регулировали цены, когда у нас с конца 1923 г. поднялась кампания за снижение цен, - кампания, которая дала серьезные результаты, мы говорили, что аршин ситца стоил столько-то, а сейчас он стоит меньше, т.-е. мы отмечали какое-то снижение цены. На качество мы при этом не обращали внимания. При ВСНХ имеется бюро цен, где регулируются цены разных промышленных изделий. Как они регулируются? По названию товаров. Цена такого-то товара - такая-то, но каково качество этого товара, этого в цене не сказано. Об этом мы не задумывались в первые годы, когда речь была только о том, чтобы вообще оживить производство.

И только крупные производственные успехи, только    п о в ы ш е н и е     х о з я й с т в е н н о г о     у р о в н я     п о с т а в и л о     в о п р о с     и     о     к а ч е с т в е,    а качество теснейшим образом связано с количеством: не определять качества значит - не определять и количества. Пример: если одна пара сапог годна в течение года, а каждая из двух других пар сапог годна в течение трех месяцев, то по количеству выйдет, что две пары меньше одной пары сапог. Если повышение производительности труда приводит к ухудшению качества, то нужно спросить: есть ли тут повышение производительности труда или нет? - ибо может быть случай, когда повышение производительности труда является фиктивным, мнимым. Если, например, сапожник производит две пары сапог в два дня вместо трех дней, но эти две пары сапог изнашиваются в течение полугода, вместо прежнего года, то мы имеем не повышение, а, наоборот, понижение производительности труда.

То же самое относится и к понижению цен - в отношении сукна, ситца и т. д. Установлено, что во многих случаях снижение цен сопровождалось снижением качества, таким снижением, которое превышало иногда снижение цены. Если качество материала шерсти понижается на 15%, а цена - на 25%, то, разумеется, покупатель при этом в общем в выигрыше. Но если покупная цена снижается на 15%, а качество на 25%, - например, если ткань делается более легкой, то покупатель может оказаться в проигрыше. Словом, какое бы производство ни взять, нельзя производить оценку продукции, не определив качества.

Но тут представляется затруднение в определении, что такое качество продукции. На первый взгляд это кажется ясным, но на самом деле это определение является труднейшей задачей. Из нашей обыденной жизни мы знаем, что бывают сапоги, которые носятся долго, а бывают и такие, которые носятся меньше. В отношении качества сукна многие, например, пробуют руками данный сорт и многие считают себя знатоками в определении качества. Но это делается на-глаз, на основании личного опыта. В отношении таких вещей, как газетная бумага, это сделать еще труднее. Как определить качество бумаги, машин, с.-х. орудий, локомобилей и т. д.? Ясно, что всякий товар, всякое изделие, всякий продукт должен оцениваться в зависимости от качества. Говоря о цене, надо обязательно сочетать цену с вопросом качественной оценки.

Просто на-глаз? Нет. Есть такие продукты, как, например, табак, чай, вина, которые оцениваются спецами высокой марки - дегустаторами, такими особыми спецами, которые на вкус пробуют: затянется и скажет: „цена этому табаку 15 - 20 коп. за фунт‟ и т. д. В области вин то же самое; то же и по части чая. Это продукты, так сказать, вкусового характера, их пробуют на вкус. И здесь иногда величайшие фирмы находились в зависимости от таких спецов-дегустаторов. Эти спецы ценились на вес золота. Но как оценивать другие массовые продукты? Это очень трудная задача. Недавно, например, обсуждался вопрос о такой простой вещи, казалось бы, как газетная бумага - как оценивать качество газетной бумаги? Тут имеет значение крепость бумаги на разрыв - ее механическое сопротивление, равномерность, светопроницаемость, определение облачности, т. - е. мест, которые не пропускают света, и мест совсем жидких, пропускающих свет. Затем берут бумагу наощупь - определяют добротность ее. Это такое качество, которому на русском языке нет названия, а на немецком и французском есть. Затем нужно уметь определять лоск: нашу бумагу погладишь - руку занозишь, и т. д. Но это я привожу еще не в точных измерениях, а все это можно, оказывается, точно измерить, начиная с того, что можно взвесить, сколько в бумаге целлюлозы, древесной массы на квадратный метр, затем определить, насколько равномерно распределена масса бумаги, - все это можно выразить в цифрах. Можно даже равномерность, шелковистость или шероховатость при помощи особых научных способов измерить и записать в виде чисел. Это объективный метод.

Объективным он называется потому, что не зависит от произвола человека, от дегустаторов. Имеются такие спецы, которые и кожу пробуют на язык, и у них великолепнейшие навыки, но, это индивидуальные, субъективные навыки, их так легко не передашь, - чтобы их передать, надо еще кого-то обучить. Это сложнейшая задача, а между тем можно    п р о и з в о д и т ь     и з м е р е н и е     о б ъ е к т и в н ы м и     и н с т р у м е н т а м и.    И задача каждого продавца - измерить качество продукции объективно, учесть качество, измерить его в цифрах. В отношении некоторых сортов товаров это очень простая штука. Возьму для примера электрическую лампочку. Качество ее измеряется очень просто: прежде всего надо знать, сколько часов эта лампочка может гореть. Одна лампочка горит 1000 часов, другая - 1100, 800 или 900 часов. Тут можно сравнить качество всех этих лампочек совершенно объективно. Затем - сколько лампочка поглощает электрической энергии? Известно, что электрическая энергия может быть точно измерена до очень мелких дробей. Можно взять нашу лампочку и иностранную в 25 свечей и, пустив ток через одну и другую, измерить точно, сколько поглощает та и другая. И тогда мы получим представление о качестве этих лампочек. Большое значение имеет, далее, рассеиваемость света. Лампочка тем лучше, чем более правильный поток света она вокруг себя дает по прямым радиусам во все стороны. Дело в том, что если лампочка рассеивает свой свет равномерно, то для освещения такого-то зала окажется потребным, примерно, 10 лампочек, а если неравномерно, то для того, чтобы получить такое же освещение, понадобится 12 или 15 лампочек. Получаются точные числовые величины. Качество одной лампочки относится к качеству другой - как 10 к 15 или 1 к 1,5. Если вы все сопоставите, скомбинируете, вы получите так называемый сравнительный коэффициент качества, т.-е. число, которое выражает сравнение нашей, скажем, лампочки с иностранной. Это число,    в ы р а ж а ю щ е е     о т н о ш е н и е     о д н о й     л а м п о ч к и     к     д р у г о й,     и     н а з ы в а е т с я     с р а в н и т е л ь н ы м     к о э ф ф и ц и е н т о м.    В данном случае это будет сравнительный коэффициент качества. Конечно, можно взять только один какой-нибудь признак, - например, продолжительность горения. Если наша лампочка работает 900 часов, а иностранная „Осрам‟ - 1000 часов, то качество нашей лампочки будет разниться на 0,1 в пользу иностранной лампочки. Мы здесь выражаем разницу качества в точных числах, при помощи объективного метода. Но если одновременно учесть данные о том, сколько энергии поглощает лампочка, какое рассеяние света она дает и прочее, то коэффициент может измениться. Окажется, например, что этот коэффициент может быть 1 к 2, т.-е. наша лампочка окажется по всем признакам в два раза хуже иностранной (это я говорю только в виде примера; он не отвечает действительности: на деле наша лампочка, хоть и хуже иностранной, но не столь значительно).

Затем возникает вопрос о цене. Если окажется, что наша лампочка в два раза хуже иностранной и на 50% дороже, то сравнительный коэффициент будет 1 к 3. Это уже комбинированный коэффициент, т.-е. такой, который охватывает и качество и цену. Если сравнивать между собой только цены, если сказать, что наша лампочка дороже иностранной на 50%, то это еще ничего не говорит, потому что весь вопрос в том, каково соотношение этих лампочек по качеству. Комбинируя эти признаки, мы придем к точным сравнительным коэффициентам. К этой задаче мы подходим сейчас в нашем промышленном развитии. Это не значит, конечно, что завтра или послезавтра мы будем иметь точные сравнительные коэффициенты.

Неточный коэффициент у покупателей в голове всегда был и есть. Наша стаститика [видимо, опечатка в источнике, должно быть статистика - X.O.] указывала, что наше производство сапог, кожи, текстиля или сельско-хозяйственных орудий - плугов, кос и пр. - составляет 35% от довоенного, потом - 40-50%. Это мы писали в статистических таблицах. А как к этому относились крестьянин или крестьянка? Крестьянка прекрасно помнила качество ситца, а крестьянин помнил, каково было качество косы до войны, и в частных разговорах, при случае говорил: „да, сейчас вот коса вдвое дороже и нужны две косы, где раньше хватало одной‟. Такие разговоры в деревне можно слышать на каждом шагу. Они означают, что крестьянин выводит в голове сравнительный коэффициент качества и цены. Только не точными и объективными приборами, а, так сказать, на основании своего личного опыта, по своей потребительской памяти. Или крестьянка скажет: „цену на ситец снизили, метр 60 или 50 коп. стоит, да линючий. Вот, говорит, прежде я носила два лета под солнцем, он держался, а теперь в одно лето чисто вылиняло‟. Что значит „одно лето‟ и „два лета‟? Опять сравнительный коэффициент. Крестьянка знает, что цена только на 20% выше, но она знает также, что на деле качество ситца в два раза хуже, потому что прочность краски одно из важных качеств ситца. Она в голове вычисляет коэффициент, грубо, неточно, но гораздо более, может быть, правильно, чем наши статистики.

Мне приходилось писать, что наши крестьяне прорабатывают этот вопрос в отношении с.-х. орудий и машин с величайшей точностью. Крестьянин припоминает изделия с.-х. машиностроения до войны, сравнивает их с нашими изделиями, и у него получается сравнительный коэффициент (как у него есть сравнительный коэффициент и для коровы, лошади, овцы и свиньи). Он знает, что такая-то лошадь годится на 8 лет, а другая на 5 лет и т. д. Результаты этого своего крепкого жизненного навыка в отношении к живому инвентарю он всегда переносит и на мертвый инвентарь - он рассчитывает, сравнивает и получает средний коэффициент продукта, который, хотя и не показан точным числом, но сплошь и рядом более реален, чем наши статистические подсчеты.

Но это не значит, что мы всегда вынуждены будем отставать от крестьянской оценки. Теперь задача состоит в том, чтобы научиться объективно оценивать качество. Оценку качества начинают уточнять. По вопросу об оценке качества машин производится не случайная работа, а выясняется, на какую глубину плуг подымает землю, какую живую силу он требует для работы; для этого данный плуг сравнивается с другими плугами, определяется продолжительность его работы без ремонта и т. д., т.-е. в результате получается объективная картина в отношении данного плуга, трактора, сеялки и т. д. Такого рода лабораторная работа ведется у нас при Тимирязевской Академии агрономами, специалистами и пр. Необходимо ее дополнить живым опросом потребителя этих самых орудии, т.-е. крестьян, потому что научно-технические способы определения качества могут иной раз итти вразрез с действительным качеством. Возьмем в пример подошву. Как раз в Совещании по качеству продукции мы очень долго разбирали вопрос о кожевенной промышленности, и, думаю, что, благодаря соединению работников синдикатов, трестовиков и пр., - способы точной оценки качества добыть удастся. Притом имеются лаборатории по определению качества кожи. Они производят испытания химическим и механическим способом. Химическим - при котором производятся испытания различными реактивами, механическим - при котором испытывается прочность кожи на различных специальных станках и приборах. Определение качества шерсти или ситца можно производить таким же образом - при помощи соответствующих аппаратов, на которых можно проверять прочность материалов. Но сукно на машине не знает пота, не знает сна, не знает человеческих движений. Поэтому объективные коэффициенты не всегда совпадают с жизненными коэффициентами, и поэтому приходится вносить поправку на основании жизненного опыта самого потребителя, что может сделать кооперация, наблюдательный человек и не в последнем счете, конечно, рабкор.    И     з а д а ч а     с о с т о и т     в     т о м,     ч т о б ы     э т и     н а у ч н о     д о б ы т ы е     с р а в н и т е л ь н ы е     к о э ф ф и ц и е н т ы     н а ш и х     и н с т и т у т о в,     л а б о р а т о р и й     и     пр.     и     пр.     у в я з а т ь     с     п о т р е б и т е л ь с к и м     о п ы т о м     н а с е л е н и я,     с     о п ы т о м     в с я к о г о     н а б л ю д а т е л ь н о г о     и     в н и м а т е л ь н о г о     ч е л о в е к а.
----------------------------------------
¹ Здесь и далее разрядка дана как в источнике текста.

Продолжение следует...

Троцкий, качество, печать

Previous post Next post
Up