Эрих Фромм "Искусство любить"

Dec 29, 2016 17:56


В первую очередь практика любого искусства требует дисциплины. Я никогда ни в чем не преуспею, если не буду вести себя дисциплинированно; всё, что я стану делать, только когда буду «в настроении», может оказаться приятным хобби, но мне никогда не стать в этом деле мастером. Однако проблема заключается не только в дисциплине, но и в том, чтобы сама твоя жизнь дисциплинировалась. Дело, однако, в том, что современный человек проявляет срезвычайно мало самодисциплины за пределами своих служебных обязанностей. Когда он не работает или не служит,  он предпочитает лениться, болтаться без дела или, выражаясь более изящно, «расслабляться». Само это желаение лениться есть, по существу, реакция на рутинность жизни. Именно потому, что человек вынужден восемь часов в день тратить энергию ради целей, чуждых ему, способом,  не им самим избранным, а навязанным руководством и ритмом работы, он бунтует, но его бунтарство прнимает инфантильную и безопасную форму потворства своим желаниям. Кроме того, восставая против диктата работодателей, он начинает испытывать недоверие к дисциплине в любом виде - как навязанной ему сверху, так и к разумной самодисциплине. Но без такой дисциплины жизнь оказывается беспорядочной, хаотичной и лишенной сосредоточенности.

Однако сосредоточенность еще более редка в нашей культуре, чем самодисциплина. Напротив, наша культура ведет к ни с чем не сравнимой рассредоточенности и беспорядочному образу жизни. ВЫ делаете много вещей одновременно: читаете, слушаете радио, говорите, курите, едите, пьете. Это отсутствие сосредоточенности очевидно, если вспомнить, как трудно нам оставаться наедине с собой. Сидеть спокойно, не разговаривая, не куря, не читая, не выпивая для большиства из нас просто невозможно. Они нервничают и ерзают, им нужно чем-то занять рот или руки. (Курение это один из симптомов такой неспособности сосредоточиться, оно занимает руки, рот, зрение и обоняние).
Третье условие - терпение. Если человек стремится к быстрым результатам, он никогда не научится мастерству.
Последним общим условием успешного овладения любым искусством является страстная заинтересованность в этом. Если искусство не стало предметом высочайшей важности, подмастерье никогда не станет мастером, а в дручшем случает останется прилежным дилетантом.
Самый главный шаг в обучении сосредоточенности это научиться оставаться наедине с собой, без чтения, слушания радио, курения и выпивки. Да, быть в состоянии сосредоточиться это значит быть в состоянии оставаться наедине с собой, - и эта способность является необходимым условием способности любить. Если я привязан к другому человеку, потому что не способен стоять на собственных ногах, он или она могут быть моим спасением в жизни, но наши отношения не будут любовью. Как ни парадоксально, условие способности любить - это способность оставаться в одиночестве. Любой, кто попытается остаться наедине с собой обнаружит, насколько это трудно. Человек начинает беспокоиться, суетиться и даже ощущать нешуточную тревогу. ОН будет оправдывать свое нежелание продолжать такую практику. [...]

Он начнет думать о своих планах на этот день, или о трудностях на работе, или о том, куда пойти вечером, - о множестве занимающих его вещей, лишь бы не позволить своему сознанию очиститься и освободиться. Здесь на помощь может прийти  несколько очень простых упражнений: например, сидеть в расслабленной позе (не безвольно, а не напрягаясь), закрыть глаза и представить себе белый экран; постараться прогнать все мешающие образы и мысли, а потом следовать за своим дыханием - не думать о нем, не контролировать его, а именно следовать - и при этом ощущать его; далее нужно постараться ощутить своё Я - свою самость, центр жизненных сил, творца своего мира. Следует делать такие упражнения на сосредоточение по крайней мере двадцать минут утром (а если удастся, то и больше) и обязательно вечером перед сном.
Быть сосредоточенным в отношении других означает прежде всего умение слушать. Большинство людей слушают других и даже что-то осветуют, на самом деле не слыша их. Они не воспринимают слов другого человека всерьез и своих ответов тоже не рассматривают всерьез. В результате такой разговор вызывает у них усталость. [...]
Любое дело, если делать его сосредоточенно, делает человека более бодрым (хотя потом наступает естественная и благотворная усталость), в  то время как рассеяность вызывает сонливость на работе и, напротив, трудности с засыпанием в конце дня.

books

Previous post Next post
Up