О школьном бюджете, новом законе и малоизвестных мелочах. Часть 2

May 07, 2010 01:09

Этот пост все еще посвящен малоизвестным деталям.
Прошу прощения за то, что продвигаемся медленно, но для понимания происходящего эти детали необходимы.

Речь у нас пойдет о королях и капусте питании учащихся.

Питание в нашей школе (как и в многих-многих других) организовывает комбинат питания. Стоимость контракта на питание в обычной школе, где детей кормят завтраком и обедом, можно прикинуть по формуле 121 рубль * количество детей*количество учебных дней в году. (У нас школа-интернат, детей кормят 6 раз в день, и норматив на ребенка в день естественно выше, но это исключение.)

Существует правило, согласно которому школа не имеет права самостоятельно заключить договоры на получение услуги / закупку товара на сумму более чем 100 000 рублей в квартал для одного вида услуг / вида товара. Кстати, еще в прошлом году, совершая покупку на сумму меньше 60 000 рублей, мы могли обойтись предоставлением в казначейство одного лишь оригинала счета. С этого года заключение договора с поставщиком стало практически обязательным при любой сумме покупки. Правило порождает массу забавнейших следствий. Например, если мы хотим купить за квартал комплекты постельного белья на 101 000 рублей, нам приходится просить поставщика оформить отдельно договор на пододеяльники, договор на наволочки, договор на простыни. Увы, выкрутиться удается не всегда.

Но вернемся к договорам на питание. Выплаты по ним заведомо превышают 100 000 в квартал. Следовательно, необходимо проведение конкурса между фирмами, желающими питание организовывать. Школа рассчитывает суммы необходимые для питания учащихся в очередном году, сообщает их Департаменту, получает от Департамента безумное количество документов его производства для формальной вставки своих данных и распечатки (в прошлый раз было страниц 600), распечатывает и сдает в Департамент. Через некоторое время после этого Департамент проводит конкурс между заинтересованными фирмами. Конкурс собственно заключается в том, что фирмы понижают цену гос. контракта, обязуясь при этом выполнить все конкурсные условия. В последний раз цена нашего контракта была сбита процентов на 30, и у нас сменился поставщик.

Я до сих пор не понимаю, как комбинат питания ухитряется объясняться с налоговой, когда по актам у него числятся одни суммы, а по оплате от нас идут совсем другие, хотя, в конце - концов, это уже его проблемы. Но именно такого оформления ситуации требует Департамент.

Итак, конкурс проведен. Контракт опубликован на сайте Департамента (в предыдущие годы нам его передавали в печатном виде). Мужайтесь, мы уже в Стране Чудес! Теоретически, контракт заключен между школой и комбинатом питания. На практике ни та, ни другая сторона не имеют право даже буквы поправить в его тексте, даже если обе стороны безусловно согласны с изменениями. Даже если в контракте допущена явная ошибка или ухудшение условий договора по сравнению с предыдущим годом очевидно. Если учесть, что до конкурса школа не имеет никакой разумной возможности влиять на составление контракта, то уровень абсурда уже начинает резко зашкаливать.

В качестве примера: еще в 2008 году в контракте было четко прописано, что мясо и хлебобулочные изделия должны доставляться в школу в разных машинах. Сейчас этот пункт таинственно исчез из аналогичного документа. Очень забавно было наблюдать, как в весьма похожих контрактах 2008 и 2009 года менялся пункт, в котором было указано, при нарушении каких статей контракта школа имеет право требовать расторжения договора. Дело в том, что в этом пункте шла ссылка на _номера_ предыдущих пунктов контракта. Номера не изменились. :) Просто предыдущие пункты резко поменялись местами. Ну не то чтобы нам хотелось расторгать контракт с комбинатом, если тот резко забудет провести среди поваров антитеррористические учения, но все же… все же… :)

К вопросу, куда уже привел нас способ Департамента заключать контракты, я еще вернусь, а пока за мной читатель! На кухню!

В нашей школе не работает ни один повар. Я не оговорилась. В школе просто нет такой должности в штатном расписании. Все наши повара официально числятся в комбинате питания, который и платит им зарплату. И мы явно не одиноки в этой странной ситуации. Сотрудник комбината питания привозит продукты, сотрудник комбината питания их принимает, сотрудники комбината питания их готовят. Внимание, вопрос: кто осуществляет проверку происходящего со стороны Заказчика? У нас это диетсестра, которая, являясь сотрудником школы, вместе с заведующей столовой принимает продукты и контролирует процесс готовки. Но это вовсе не выполнение пункта контракта. Это, всего лишь, частная инициатива школы. (Вот интересно, могут нам за такую самодеятельность накрутить хвост или нет? J) А как обстоит дело в ваших школах, вы в курсе?

К слову, повара у нас чудесные, способные даже из средних продуктов сотворить что-то вкусное. И несчастные. Потому что при смене у школы комбината питания у них три варианта - уйти со старым комбинатом питания на другое место работы, если оно есть, перейти работать на новый комбинат питания, без гарантий сохранения имевшихся условий найма или остаться без работы. В этом году контракт действует с января по май. К сентябрю пройдет новый конкурс. Это у бухгалтеров работа нервная? Да я хотя бы знаю, кто мой работодатель до конца года!

Получается, в сущности, анекдотичная вещь. Комбинат питания делает ровно три вещи: платит зарплату поварам, привозит закупленные по оптовым ценам продукты, которые соответствуют его представлениям о качестве и цене, не всегда соответствуя нашим, и выставляет счета. Почему школа не может платить зарплату поварам и паре сотрудников, закупающих продукты? Даже закупка автомобиля, оборудованного соответствующим образом, окупилась бы за год, максимум два... Оборудование столовой принадлежит школе, его обслуживание тоже идет из наших денег. За качество и разнообразие поставляемой продукции день за днем сражается зам. Директора по интернату и диетсестра. Стоимость продуктов шифруется предоставляемыми документами так, что мне в свое время пришлось убить кучу времени для того, чтобы с трудом, но без особого удивления выяснить о наличии существенных наценок и перегибов. Вот скажите, вы покупаете своим детям порционное сливочное масло по 10 г стоимостью 600 рублей за килограмм? Я, признаться, не вижу смысла. Впрочем, от порционного масла удалось отказаться. Но летопись этих разборов полетов бесконечна, усугубляясь еще и тем, что только-только вогнав в русло буйное творчество комбината питания, школа рискует уже в сентябре начать все сначала с новым поставщиком. И так до бесконечности...

Ну и под занавес. Предположим, ваш комбинат питания оказался настолько ужасен, что вы ухитрились с привлечением санэпидемстанции разорвать контракт. И что? По все тому же контракту место выбывшего из игры комбината автоматически займет комбинат питания, оказавшийся вторым в прошедшем конкурсе. Чувствуется в этом какое-то благородное и экзотичное безумие. В том что касается питания школа вечно без вины - крайняя…

Как я уже упоминала, питание в школах рискует стать платным, так как по логике нового закона школа оказывает образовательные, а не общепитовские услуги. Если это случится, родительским комитетам имеет смысл очень внимательно отнестись к происходящему в столовых. (продолжение следует). 

школьный бюджет

Previous post Next post
Up