Vladislav N - Стоицизм - введение в безмятежность

Apr 06, 2023 11:22


Vladislav N - Стоицизм: введение в безмятежность (X.: слегка сокращённый и отредактированный репост-напоминание.)
---
Стоицизм зародился около 2300 лет назад в Афинах. Наиболее известны поздние стоики Древнего Рима: поэт и государственный деятель Сенека, император Марк Аврелий и раб, затем вольноотпущенник Эпиктет.

Фундаментальный практический принцип стоицизма заключается в следующем:

-- есть вещи, которые мы можем контролировать;
-- есть вещи, которые мы не можем контролировать.

Что мы можем контролировать - свои мысли и действия.

Что мы не можем контролировать - мысли и действия других людей, прошлое и будущее, погоду, законы природы, а также многие другие вещи, к примеру, условия рождения, включая наследственность и родителей.

Секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус с тех вещей, которые мы не можем контролировать, на те вещи, которые находятся в нашей власти.

Если я позволяю своим мыслям уходить в область неконтролируемого, то создаю психологическое напряжение. Удерживая фокус в зоне неконтролируемого (одобрение и порицание комментаторов), мы блокируем творческий порыв и потенциальную возможность для развития и получения опыта. Если всё же принимаемся за дело, то лишаем себя радости и удовольствия. Отсюда рекомендация: начиная работу, лучше сразу установить мотивацию «я хочу сделать вещь, которая понравится мне» вместо «я хочу сделать вещь, которая понравится другим».

Что такое похвала и порицание с точки зрения стоического принципа? Это как дождь и снег - вещи вне зоны нашего контроля. Мы должны принять право других людей высказывать любые мнения.

Стоики отмечают, что у нас всегда есть возможность не иметь мнения. Вещи, которые нельзя контролировать, вовсе не требуют, чтобы мы их оценивали и выносили какое-либо суждение.

Стоицизм утверждает, что единственная реальная власть, которой мы располагаем - это власть над своей реакцией по поводу происходящего. Не события внешнего мира определяют наше счастье или несчастье, а наше мнение по поводу этих событий. "Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его - счастьем." (Марк Аврелий).

Здесь мы можем плавно перейти к другому важному стоическому принципу: "Людей мучают не вещи, а представления о них." (Эпиктет).

Я бы не был так уверен в стоических принципах, если бы не прочувствовал их силу в трудной жизненной ситуации. Этот успех был для меня чудом. Я снял жуткое напряжение, погасил панические атаки и даже научился без таблеток останавливать рост давления, осознав, что:

1. Я сам ответственен за болезненную реакцию на происходящее в моей жизни (такую историю я выбираю).

2. Я всё время надеюсь, что моё счастье определят внешние факторы, будь то лучшее место жительства или приятие, поддержка и одобрение других людей.(то есть всеми своими помыслами я нахожусь в области неконтролируемого).

Такое мировоззрение создавало во мне глубокую зависимость от всего, что происходит вокруг. Я позволял внешнему определять своё внутреннее состояние. Похвалили - радостно. Обругали - больно. Платят высокую зарплату - жизнь удалась. Не взяли на работу - печаль и стресс.

Когда внешних неудач накопилось слишком много, начался кризис. Если у меня что-то не получалось во внешнем выражении, я становился несчастен. Но когда я был несчастен, мне было очень трудно добиться внешнего успеха. Как итог: замкнутый круг и последовательный рост стресса.

Нужно было осознать, что любая мало-мальски крупная буря в мгновение ока разрушит здание такой жизни, ценности которой выстраиваются вокруг зависимости от одобрения, поддержки и материальных аспектов. Поэтому я стал пытаться менять своё мировоззрение. Следовало перестать считать, что жизнь что-то мне должна, например, быть «справедливой».

Следовало не искать уважение, радость и поддержку во внешнем мире, а обнаружить их в себе. Не надеяться, что деньги или другие люди подарят мне устойчивость, а воспитывать собственную независимость, силу и характер. Не страдать из-за того, что агрессия и боль переполняют мир, а устранять их в себе.

К чему пришёл Саурон, вложив могущество во внешний объект? Если поставить себя в зависимость от одобрения, славы и денег, то есть внешних факторов, тогда нашей силой и даже самим существованием всегда будет управлять случайность.

На словах схема проста: перекос в область неконтролируемого создаёт страхи и тревожность, которые дополнительно усиливаются новыми неудачами. Перегрузка тревогами и страхом приводит к давлению, паническим атакам и прочим радостям жизни. Следовательно, необходимо:

- шаг за шагом смещать фокус с того, что нельзя контролировать (прошлое, будущее, одобрение и поддержка людей, внешние события, будь то экономический кризис, увольнение или пандемия) на то, что контролировать можно (своё внутреннее спокойствие, эмоции, действия);
- учиться ставить внутренние ценности (гармония, радость) выше внешних (место жительства, авторитет, одобрение, деньги);
- не ждать, когда мир обратится раем, и стараться самому становиться более светлым человеком;
- мыслить созидательно, не винить других и себя, поскольку текущие установки сформировались в неподвластном прошлом.

Кроме того, обязательно требуется изменить историю по отношению к травмам, поражениям и неудачам. Постараться трансформировать болезненный опыт от знакомства с тёмными сторонами жизни в силу и стойкость.

"Итак, начни с вещей незначительных: вытекает твоё оливковое маслице? Крадут твоё винцо? Говори себе при этом, что за такую цену покупается бесстрастие, за такую цену приобретается безмятежность, а даром ничего не даётся." (Эпиктет)

Если жизнь разочаровывает, не разочаруй жизнь в ответ.

Оглядываясь назад и оценивая свой опыт, а также опыт знакомых людей, я могу определить некоторые сигналы, указывающие на то, что следует хорошо подумать об изменении внутренних установок:

- настроение повышается от похвалы и делается значительно хуже при встрече с грубостью, троллингом и оскорблениями;
- есть желание что-то создать и представить публично, но работа откладывается из-за опасений перед реакцией других людей либо сопровождается болезненным перфекционизмом;
- частые размышления о том, что обретение некоторого количества денег, переезд в другое место или союз с подходящим партнёром принесут счастье;
- есть склонность «закрыть» раздражение и печаль посредством того, чтобы вкусно поесть, выпить, употребить фастфуд или сладкое, отправиться за покупками, уйти от реальности через игры, книги и кино;
- внешние события выбивают из колеи и вызывают сильное раздражение и агрессию (отключили интернет, передали невесёлые новости, написали «глупые» комментарии, сказали нелестное за спиной и т.д.);
- присутствует тенденция назначать «виновных» в своём негативном эмоциональном состоянии и неудачах (может перемежаться приступами самобичевания).

Снова обратите внимание: речь не о том, что игры, книги, вкусная еда, деньги, вилла у моря и моральная поддержка есть нечто совсем ненужное и вредное. Эти вещи прекрасны и делают нашу жизнь приятной и полной. Но вся суть в том, какую роль эти вещи играют. Не зависим ли мы от их существования?

Деньги и любовь могут закончиться, игры надоесть, дружба обернуться враждой, а сладкое запретит врач. Стоицизм ставит вопрос: достаточно ли мы сильны и независимы, чтобы продолжить радоваться жизни даже в условиях острого недостатка внешних плюшек?

Ограничение потребления, умеренность и скромность также числятся среди стоических добродетелей, равно как и идея о том, что нельзя определять своё счастье и индивидуальную ценность через внешние объекты.

"Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: «Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрёшь с голоду». - «Я бывший консул», - говорит другой. «Я прокуратор», -- слышишь от третьего. «У меня курчавые волосы», -- говорит четвёртый." (Эпиктет).

"Пойми хорошенько и постоянно помни, что человек всегда поступает так, как ему кажется лучше для себя. Если это на самом деле лучше для него, то он прав; если же он ошибается, то ему же хуже, потому что за всяким заблуждением непременно следует и страдание. Если ты будешь постоянно помнить это, то ты ни на кого не станешь ни сердиться, ни возмущаться, никого не будешь ни попрекать, ни бранить и ни с кем не будешь враждовать." (Эпиктет)

Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве.

Кстати, что касается отношений, то они редко бывают действительно счастливыми. Вступая в близость, люди часто надеются с помощью другого человека «закрыть» внутренние недостаточности, а это может привести к созданию болезненных зависимых отношений. Бывает и так, что человек остаётся с неподходящим партнёром только из страха перед мнением окружающих, ведь о «нежелательности» одиночества не забудут упомянуть те же родственники.

Относительно материальных аспектов можно сказать, что работа над их добычей приобретает скорее характер игры, поражение в которой вполне реально, но не может слишком сильно огорчить.

На этот случай у стоиков есть специальная техника - негативная визуализация (лат. premeditatio malorum). Она учит тому, что не стоит пытаться избегать своих страхов, но, напротив, надлежит признаться себе в их существовании и представить всё самое худшее заранее, чтобы подготовить себя к неудачному исходу.

Негативная визуализация может быть ежедневной практикой. Так начинал свой день Марк Аврелий - римский император, практиковавший стоицизм:

"Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием - и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла»." (Марк Аврелий)

Но, как уже упоминалось, стоицизм не является философией, способствующей тому, чтобы покрепче сжать зубы и просто терпеть разнообразные беды. Напротив, стоическая практика раскрепощает в области решения проблем. Отключив болезненную зависимость от внешних факторов, мы можем стать достаточно устойчивыми, чтобы стараться жить правильно.

"Когда сознание влечется за вещами, это называется помрачением. Когда сознание следует должному, это называется просветлением." (Чэнь Цзижу.)

"Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о неё, она же стоит недвижимо, и вокруг неё стихают взволнованные воды." (Марк Аврелий)

Вы также можете почитать следующие классические работы (очень медитативное занятие):
«К самому себе», Марк Аврелий;
«Беседы Эпиктета»;
«Нравственные письма к Луцилию», Сенека.


psy

Previous post Next post
Up