Originally posted by
libelli_nestor at
Орлов А. И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего. Ч. 3/3 7.3. В теории экономики и организации производства давно установлено и считается ныне очевидным, что крупные предприятия является экономически более эффективными, чем малые. Однако конкурентам нашей страны удалось внедрить в массовое сознание мысль о пользе всеохватной конкуренции и малых предприятий. В частности, для внедрения инноваций рекомендуют создавать малые венчурные предприятия. Эти троянские технологии стремятся замедлить научно-технический прогресс в нашей стране, создать дополнительные препятствия на пути внедрения инноваций. Их основная цель - лишить нашу страну конкурентного преимущества, а именно, достигнутой трудом предыдущих поколений высокой доли крупного бизнеса в народном хозяйстве. Из сказанного следует, что одна из основных задач отечественной науки в области управления инновациями - разработка организационно-экономических методов стимулирования инновационных процессов в рамках крупных корпораций (холдингов, концернов, интегрированных производственно-корпоративных структур [4, 5] и т.п.), а также научно-образовательных комплексов.
Перечень экономических догм, успешно внедренных в массовое сознание, можно продолжать долго. Многие из них разобраны в нашей статье «Экономические догмы массового сознания»
http://orlovs.pp.ru/main.php#maindogm и ее бумажном варианте [37].
Особенно вредны догмы, закрепившиеся в системах обучения. Рассмотрим примеры.
7.4. Вряд ли надо доказывать, что наша страна по своей истории, традициям, организации социальной и экономической жизни, менталитету граждан гораздо ближе к Европе, чем к США. Однако конкурентам нашей страны при кардинальной перестройке преподавания организационно-экономических дисциплин в начале 90-х годов удалось сориентировать общественное мнение и отечественные образовательные структуры на монетаризм и США, а не на кейнсианство и Европу. Концепция монетаризма в мировой экономической науке является маргинальной, а в нашей стране стала господствующей. Монетаризм овладел массами преподавателей, выпущено огромное количество учебной литературы, содержащей большое число ошибок.
7.5. Например, специалистам давно известно, что т.н. «кривые Филлипса» - результат сознательной фальсификации
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=476 . Тем не менее они кочуют в книги в книгу.
7.6. Ложным является представление о высокой доле полностью рациональных экономических субъектов, действующих независимо от других подобных субъектов. Отсутствие максимизации полезности - характерная черта поведения большинства потребителей и юридических лиц. Именно поэтому эффективна реклама и другие инструменты маркетинга. Лишь в отдельных случаях с помощью специально организованных исследований удается восстановить функцию полезности тех или иных групп и оценить индивидуальные отклонения от нее [38, 39].
7.7. О нецелесообразности максимизации прибыли уже говорилось выше. Недаром стратегический менеджмент основывается на понятии «миссия фирмы». Распад логического мышления демонстрируют рассуждения о максимуме прибыли при минимуме затрат (непонимание основ многокритериальной оптимизации), о необходимости минимизации запасов (вместо оптимизации). Или попытки выводить рост цен из роста денежной массы (из основного уравнения теории денег следует, что рост денежной массы приводит к росту произведения цен на объем производства, а сами цены при этом могут и падать - если рост объема производства достаточно велик).
7.8. Несколько слов о менеджменте. Хорошо известно, что «школа научного управления» основана на «русской системе обучения ремеслам», разработанной в Императорском Московском Техническом Училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) во второй половине XIX века. А именно, в МГТУ им. Н.Э. Баумана (в то время - ИМТУ) был разработан способ обучения рациональным трудовым движениям, т.н. «русский метод обучения ремеслам», предвосхитивший научные результаты Ф.У. Тейлора и Ф.Б. Гильбрета. Метод стал широко известен во всем мире после демонстраций на Всемирных выставках в Вене (1873), где он был отмечен Большой золотой медалью, Филадельфии (1876), Париже (1878). Существо метода состояло в переходе от обучения изготовлению предметов к выполнению технологических операций, на которые раскладывается любая работа, в отыскании наилучших сочетаний операций и переходов, в быстрейшем овладении найденными стандартными приемами возможно большим числом работников. Президент Массачусетского технологического института Дж. Рункль писал директору ИМТУ В.К. Делла-Восу: «За Россией признан полный успех в решении столь важной азадачи технического образования… В Америке после этого никакая иная система не будет употребляться» [40].
Таким образом, основные идеи «научной школы менеджмента» были разработаны в Москве. Однако в литературе по менеджменту, внедренной в России конкурентами нашей страны, эта школа связывается исключительно с именами американцев Ф.У. Тейлора, Г. Форда и др. Аналогична ситуация с исследованиями по трудовой мотивации, где приоритет также принадлежит отечественным ученым.
Итак, конкуренты считают необходимым все достижения приписать своим соотечественникам. Этим достигается несколько целей. США представляется лидером, а Россия - догоняющей стороной, вопреки исторической правде. Повышается конкурентоспособность американских управленческих разработок - в ущерб российским. Внимание сосредотачивается на устаревших концепциях, а современные разработки, выполненные вне США, попросту не рассматриваются. Например, ни в одном учебнике как новый этап менеджмента не рассматривается теория активных систем, созданная «незримым коллективом» на базе ИПУ РАН (за исключением нашего электронного учебника «Менеджмент»
http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek2).
7.9. Особенно нетерпимое положение сложилось в эконометрике.
Согласно энциклопедическим изданиям, эконометрика - это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей (см., например, [41]). Эконометрические методы - это прежде всего методы статистического анализа конкретных экономических данных [6].
В 90-е годы конкурентам нашей страны с помощью специально организованной пропагандистской компании, в частности, проведенной на западные гранты серии летних школ для преподавателей, удалось внедрить крайне узкий взгляд на эконометрику. В настоящее время в РФ распространены учебные сочинения по эконометрике, сводящие эту дисциплину к различным вариантам метода наименьших квадратов. На основе анализа подобных сочинений проф. МГУ им. М.В.Ломоносова В.Н. Тутубалин приходит к выводу: «Эконометрика как наука в целом должна быть охарактеризована как крупная научная неудача, которая произошла из-за чрезмерно настойчивых попыток применить вероятностно-статистические методы к анализу такого материала (динамика макроэкономических показателей), к которому они вообще не могут применяться. В борьбе с непреодолимыми трудностями это научное направление превратилось в схоластику, мало пригодную для преподавания студентам экономических специальностей. Но уж раз эконометрика попала в учебные планы, то ее следует не изгонять оттуда, но наполнить экономически разумными примерами применений вероятностно-статистических методов» [42]. Этот вывод связан только с той извращенной формой эконометрики, которая внедрена в РФ с помощью троянских технологий.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана разработано адекватное современным потребностям практики содержание учебной дисциплины «Эконометрика» и выпущен соответствующий учебник [6]
http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek1 . Остается вытеснить троянского коня…
8. Проект «Сеть экспертов»
Кратко рассмотрим шестишаговую схему применения НИЭБ-теории для повышения эффективности процессов управления в крупной корпорации, предприятия которой находятся в различных регионах.
1. Первый шаг - выделение ЗАДАЧ, для решения которых привлекаются и/или будут привлекаться эксперты.
2. После составления и гармонизации СИСТЕМЫ ЗАДАЧ (в управленческих терминах) составляем систему МОДЕЛЕЙ ЭКСПЕРТИЗ (описываем систему «черных ящиков», т.е. систему «входов» - «выходов») в терминах организационно-экономического моделирования экспертной деятельности.
3. На основе МОДЕЛЕЙ разрабатываем (адаптируем или вновь предлагаем) МЕТОДЫ экспертных исследований (т.е. сбора и анализа экспертных оценок, на пути от «входа» к «выходу»).
4. На основе МЕТОДОВ выявляем ТРЕБОВАНИЯ к экспертам (включая внешних), а также к регламентам экспертных процедур (т.е. «условия применимости» экспертных методов), включая регламенты формирования сети (реестра) экспертов, формирования экспертной комиссии (ЭК), заданий экспертам, процедурам сбора и анализа мнений экспертов, выработки заключений ЭК.
5. Формируем основы НТД (нормативно-технических документов) по созданию и деятельности СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТИЗ Компании.
6. Разрабатываем пошаговую процедуру и график внедрения проекта по созданию СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТИЗ Компании.
Новизна научных основ проекта «Сеть экспертов» состоит, в частности, в том, что вместо отдельных экспертных комиссий, предназначенных для проведения конкретных экспертиз, строим СЕТЬ ЭКСПЕРТОВ, работающую постоянно и являющуюся составной частью системы управления корпорации. Сеть экспертов действует в постоянном контакте (и в переплетении) с системой принятия управленческих решений. Сетевая корпоративная экспертная структура является открытой - любой сотрудник через корпоративную информационную систему может включиться в эту структуру (как эксперт с совещательным голосом).
Таким путем в рамках отдельно взятой конкретной корпорации реализуются основные идеи неформальной информационной экономики будущего и открытого сетевого общества.
Заключение
Сказанное демонстрирует целесообразность и необходимость дальнейшей научной и практической разработки неформальной информационной экономики будущего. Она должна быть широко представлена в преподавании. НИЭБ-теория вызывает интерес: посвященную ей тему на форуме сайта «Высокие статистические технологии» с 11.06.2007 (момент создания) по 30.07.2008 посетили 8850 раз (
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=570). Много интересных статей по проблемам неформальной информационной экономики будущего содержится в первом номере молодежного журнала «Великое кольцо»:
http://www.2084.ru/content/vk1.pdf - органе инновационного отдела при МГК СКМ РФ (январь 2007).
Экономическую теорию надо избавить от крена в сторону хрематистики. Экономика - это наука о том, как производить, а не о том, как делить прибыль. Надо снять противостояние «экономической теории» и «экономики предприятия», т.е. признать, что основное ядро современной экономической теории - это экономика предприятия [43] (другими словами, инженерная экономика [44]). Преподавание менеджмента должно начинаться с «русской системы обучения ремеслам». А современный этап - это менеджмент высоких технологий, контроллинг, теория активных систем.
Стержнем исследований в области НИЭБ-теории и ее преподавания является прогнозирование развития будущего общества и его экономики, разработка необходимых для будущего организационно-экономических методов и моделей, предназначенных для повышения эффективности процессов управления промышленными предприятиями, интегрированными производственно-корпоративными структурами, территориальными образованиями и страной в целом.
И еще несколько замечаний. Настоящий доклад - лишь частица большого движения. Он лежит в русле научной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана в области экономики и организации производства, инженерного бизнеса и менеджмента. Отметим экономические работы «с физическим уклоном» [45, 46]. Неотъемлемая часть научной работы - борьба с ошибками и предрассудками. Писать надо не наукообразно, а понятно. В том числе ссылаясь на личный опыт предпринимательства (например, организационно-экономические взгляды докладчика опираются на опыт руководства Центром статистических методов и информатики [6, гл.13]). И последнее, но самое существенное - весьма важна методология [47, 48].
Литература
1. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего // Неформальные институты в современной экономике России: Материалы Третьих Друкеровских чтений. М.: Доброе слово: ИПУ РАН, 2007. С.72-87.
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=570 http://www.econ.asu.ru/lib/sborn/iimer2007/pdf/stat06.pdf 2. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего - новая организационно-экономическая теория // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4 / Материалы Девятого всероссийского симпозиума. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С.123-124.
3. Орлов А.И. Экономико-математические методы в контроллинге и неформальная информационная экономика будущего // Формування ринковоi економiки: Зб. наук. праць. Спец. вип., присвяч. Мiжнар. наук.-практ. конф. «Контролiнг у бiзнесi: теорiя i практика». Киев: КНЕУ, 2008. С.43-50.
4. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. - М.: Экзамен, 2008. 621 с.
5. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. и др. Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. 728 с.
6. Орлов А.И. Эконометрика. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Экзамен, 2004. 576 с.
http://orlovs.pp.ru/econ.php#ek1 7. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. 671 с.
http://orlovs.pp.ru/stat.php#k1 8. Орлов А.И. Теория принятия решений. - М.: Экзамен, 2006. 576 с.
http://orlovs.pp.ru/stat.php#k5 http://www.mtas.ru/search_results.php?short_view=0&publication_id=2810 9. Фалько С.Г. Наука об организации производства: история, современность, перспективы. - М.: О-во «Знание» РСФСР, 1990. 56 с.
10. Фалько С.Г. Эволюция концепций управления предприятиями промышленности. - М.: ЦЭМИ РАН, 2007. 50 с.
11. Карминский А.М., Фалько С.Г. и др. Контроллинг. - М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.
12. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов.- М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.
13. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. - М.: Синтег, 1999. 128 с.
http://www.mtas.ru/search_results.php?short_view=0&publication_id=715 14. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять организациями. - М.: СИНТЕГ, 2004. 400 с.
15. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 584 с.
http://www.mtas.ru/search_results.php?short_view=0&publication_id=2829 16. Нижегородцев Р.М. Diverse selection: двойственный отбор на рынке труда и проблема накопления человеческого капитала // Проблема человеческого капитала: теория и современная практика: Материалы Вторых Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2007. С.6-21.
17. Орлов А.И., Орлова Л.А Социально-экологические аспекты управления в современной экономике // Проблема человеческого капитала: теория и современная практика: Материалы Вторых Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2007. С.176 - 191..
http://orlovs.pp.ru/ecol.php 18. Файоль А. Общее и промышленное управление. - Л.-М.: Центральный институт труда, 1924. Переиздание: Контроллинг. 1992. Вып. 2. 151 с.
19. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. 349 с.
20. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: ИНФРА-М, 1997. 400 с.
21. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2007. 288 с.
22. Drucker P.F. Managing in Turbulent Times. Heinemann. 1980.
23. Drucker P.F. The Frontiers of Management. Heinemann. 1987.
24. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Второе издание. - М.: Советское радио, 1968. - 326 с.
25. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 200 с.
26. Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 224 с.
27. Глушков В.М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. - М.: Статистика, 1975. - 160 с.
28. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. - М.: Наука, 1965. - 391с.
29. Бир Ст. Мозг фирмы. - М.: Радио и связь, 1993. - 416с.
30. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления предприятием в решении задач контроллинга // Контроллинг. - 2003. - № 1(5). - С.52-59.
http://orlovs.pp.ru/econ.php#e2p2 31. Карминский А.М., Черников Б.В. Информационные системы в экономике. В 2-х ч. Ч.1. Методология создания. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.
32. Карминский А.М., Черников Б.В. Информационные системы в экономике. В 2-х ч. Ч.2. Практика использования. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 240 с.
33. Налимов В.В., Мульченко А.Б. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. - М.: Наука, 1969. - 192 с.
34. Калашников М., Бощенко И. Будущее человечество. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 318 с.
35. Орлов А.И. Троянские технологии в инновационном менеджменте и борьба с ними. - Управление инновациями - 2006. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Доброе слово, 2006. - С.156-160.
http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?t=423 36. Абрамов Ю.А. В поисках баланса интересов и ресурсов // Космос в фокусе политики, экономики, культуры / Научн. ред. Л.В. Голованов. - М.: Новости космонавтики, 2002. С.92-101.
37. Орлов А.И. Некоторые проблемы учебной вертикали «Школа-Вуз» при преподавании экономики // Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. Информационно-методический сборник. Вып.2. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. С.70-73.
http://orlovs.pp.ru/main.php#maindogm 38. Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. - М.: Экономика, 1983.
39. Сатаров Г.А., Тихомирова Л.И. Методика анализа конкурирующих предпочтений / Социология: методология, методы, математические модели. 1991. Вып.1. С.32-48.
40. Научные школы Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. История развития / Под ред. И.Б. Федорова, К.С. Колесникова. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 464 с.
41. Большой Энциклопедический Словарь. - М.: Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1997.
42. Тутубалин В.Н. Эконометрика: образование, которое нам не нужно. - М.: Фазис, 2004. - 168 с.
43. Экономика предприятия / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; Под ред. С.Г. Фалько. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
44. Кочетов В.В., Колобов А.А., Омельченко И.Н. Инженерная экономика / Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005. - 668 с.
45. Туганов В.Ф. Физическая кинетика рынка: социальна ли политика государства? / Экономика и математические методы. 2008. Вып.1.
46. Садченко К.В. Законы экономической эволюции. - М.: Дело и сервис, 2007. 272 с.
47. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
http://www.mtas.ru/Library/uploads/1172233150.pdf 48. Орлов А.И. О развитии методологии статистических методов // Статистические методы оценивания и проверки гипотез. Межвуз. сб. научн. трудов. - Пермь: ПГУ, 2001. С.118-131.
http://orlovs.pp.ru/stat.php#s2p6