Охранение своего...

Nov 01, 2013 22:50

Не помню точно, или у Г.Владимова в его "Верном Руслане", или у Солженицына в "Иване Денисовиче" попалась фраза "забайкальская стойка". Так в лагерях не севере называли позу зека, вышедшего на мороз из барака. Человек весь сжимался в дрянной одеженке, стремясь сохранить на максимально возможный срок то тепло, которое сумел накопить. Живуч человек, рачителен до СВОЕГО, пусть мелочь, пусть никому это не нужно - мое это мое.
Сегодня большинство российских граждан ментально соответствуют жизни в позе "забайкальская стойка", видимо повсеместный лагерный опыт не пропал, никуда не делся. И пусть по форме он выглядит как свобода, по сути этот тип жития воспроизводится в культуре поразительно точно. Его устойчивость это не прихоть отдельных особей человеческого рода, нет, это "произведение" культуры особого типа, репрессивной культуры. За перманентным ощущением наказания за любое иномыслие, в ответ на эту вечную угрозу буквально со всех сторон, массовый индивид и принимает "забайкальскую стойку". Охранниками существующего минимума выступают сегодня те, кто об этом даже не подозревает, учителя, страстно ругающие чиновников минобра, но не менее страстно исполняющие заведомо абсурдные их требования. Те же чиновники, разрабатывающие бесконечные инструкции и регламенты, отменяющие и вчерашние и завтрашние. Охранниками работают академики и военные, врачи и артисты, служащие и бизнесмены. Идет не война всех против всех за захват чужого, идет тотальная война за СВОЕ, за тот минимум свободы, который рядом, близко, который можно пощупать, понюхать, погладить. Которым можно владеть и которое необходимо защищать. Защищать самому, т.к. надежды на Другого нет никакой, нет надежды на Закон, потому что его представители заняты тем же самым. Утратишь бдительность на секунду и ты приговорен, ты беззащитен, тогда либо смерть, либо отъем чужого СВОЕГО.
Охранительный менталитет, глубоко проникший во все поры общества, не позволяет человеку насладиться имеющимся у него богатством, богатством не наслаждаться надо, не делиться с малоимущими, не преумножать его, ведь увеличивая капитал рискуешь тем, что сил на его охрану не хватит, или отберут все вместе с жизнью. Иисус потребовал от богатого юноши раздачи всего (!) имущества и только тогда соглашался взять его в спутники. Охраняя можно сохранить, нельзя сотворить. Творчество, развитие, жизнь не те понятия, которые могут возникнуть у охранника. Путешествующие по пустыне евреи не поверили Богу, припрятали манну, она превратилась в червей.
Как оставить охранительную ментальность, как ее преодолеть? Не знаю, но пока она доминирует в сознании большинства российских "человеков" толку не будет.
Previous post Next post
Up