Nokia: We were connecting people (документальный фильм, 2017)

Jan 25, 2022 12:20

Пересмотрела документалку про расцвет и падение "Нокии", обратила внимание на новые для себя моменты.

Для меня эта компания стала, практически, стержнем профессиональной карьеры и одним из краеугольных камней мировоззрения, хотя я и начала работать с ними уже ближе к закату, когда оригинальная финская "invent for non-profit" культура была почти полностью вытеснена американским "success-mega-profit-oriented" нарративом. Кстати говоря, эта, передавшаяся от финских коллег нелюбовь к американской корпоративной этике, разрушившей что-то такое, чего я уже не застала, но о чем все вспоминали со слезами на глазах, и является одной из главных причин того, что я не рассматриваю для себя вариант переезда на работу в США (хотя я и достаточно наелась этой культуры в других странах мира, выполняя контракты для основанных в США компаний).

Когда за плечами был лишь опыт работы в маленькой Финляндии, а мир был еще более-менее нормальным местом, я не в состоянии была осознать обсуждавшийся в фильме "график ментального развития", где по оси Х расположены стадии этого самого развития ("выживальщик", "следование правилам", "ориентация на успех любым способом", "гуманист", "философ"), а на оси Y - страх. Чем больше страха испытывает человек в жизни, тем ниже он опускается по шкале ментального развития. Что, конечно, очень ярко демонстрирует ситуация с ковидлобесием. Чем сильнее страх, тем меньше желания помогать кому-то. А в какой-то момент к "другим", "не-нам" не остается уже ничего, кроме ненависти. Авторы картины (еще тогда, в 2017м) утверждали, что из-за постоянного страха оказаться на обочине жизни, в американских компаниях культура "успеха" встречается гораздо чаще, чем "гуманизм". У финнов же, по разным причинам, не было и нет особой ориентации на деньги и успешный успех, они более созерцательны. Отсюда же растут ноги у Линукса и прочего опен-сорса финского разлива. Когда Нокия только начала разрабатывать мобильные телефоны, они даже ничего не патентовали, поэтому очень удивились, когда в маленькую деревушку Сало, где располагалась штаб-квартира "Нокии", высадился десант юристов "Моторолы", оформившей патенты сразу на все. Аккурат под Иванов день, ага. Когда единственная гостиница Сало была закрыта, равно как и все рестораны, потому что все ушли в лес, бегать вокруг костра голышом. Юристы "Моторолы" постояли-постояли, в надежде, что кого-то отзовут из отпуска, чтобы с ними поговорить, да так и ушли ни с чем. Ради справедливости, надо отметить, что у "Моторолы" дела сейчас обстоят не намного лучше, чем у "Нокии", несмотря на всю ориентацию на успех.

Очень характерным моментом в фильме является рассказ о том, что когда акции "Нокии" поползли вверх, и total compensation топ-менеджмента вдруг стал исчисляться миллионами, на совете директоров всерьез обсуждали возможность найма психотерапевта, чтобы предотвратить психологический кризис новоявленных богачей. Потому что для финна деньги - это что-то непонятное, дестабилизирующее.

А знали ли вы, что очень многие патенты, использовавшиеся в "Айфоне", считающимся убийцей "Нокии", получены от финских компаний? В том числе, тачскрин со свайп-функцией.

И что "Нокия" была первой из финских компаний, которая решила строить офисы с сауной на верхних этажах, а не в подвале, как это было принято до них. Эта традиция была позже перенята "Тието" и даже финским филиалом канадской компании CGI.

И еще я теперь обратила внимание, что Стивен Элоп (Stephen Elop) - ген.дир, окончательно утопивший Нокию, был не американцем, а канадцем. Очень символично (для моей биографии :))

Рекомендую фильм к просмотру, особенно если вы владеете финским, потому что английские субтитры переводят диалоги не полностью и не совсем точно.

movie

Previous post Next post
Up