Подобно многим крупным городам, Мюнхен имеет сеть станционных и условно-станционных велопрокатов. И даже не одну, а целых три: MVG, DBahn Call-A-Bike и oBike.
Думаю, что гостям города и тем, кто недавно переехал туда жить, эта информация может быть полезна.
0. Как я дошла до жизни такой. Несмотря на то, что находясь в командировке в Мюнхене, я могу снимать номер в любом отеле в рамках бюджета, я предпочитаю придерживаться отелей одной сети, дабы иметь возможность сбора бонусов. При этом я категорически не хочу жить в историческом центре, предпочитая более тихие и зеленые окраины. В какой-то момент ситуация сложилась таким образом, что я жила в отеле в Швабинге, а офис заказчиков находился аккурат по другую сторону Английского парка, около метро АрабияАрабеллапарк. Сначала я обрадовалась, что смогу каждое утро гулять, проходя около 4 км через тихий зеленый парк. Мой фитнес-браслет будет в восторге!
Но потом оказалось, что не такой уж этот парк и тихий: велосипедисты летают по нему, не глядя на дорогу, и, даже учитывая, что я не имею привычки затыкать уши наушниками, иногда мне удавалось увернуться от них в последний момент, получив вдовесок недовольное бурчание "куда-прешь". Я пыталась ходить только по второстепенным тропинкам, потом - по траве... пофиг. Через некоторое время я решила, что раз уж не можешь победить - присоединяйся, и стала присматриваться к системам велопроката.
1. oBike, самую новую сеть велопрокатов в Мюнхене, я отмела сразу, так как они требовали внести залог в 70 евро, прежде чем дать мне доступ к пользованию их имуществом. Плюс они имеют какую-то запутанную систему рейтинга пользователей, поощряющую стукачество. За каждый проступок тебе начисляют штрафные баллы, и чем их больше, тем дороже будет обходиться система аренды - вплоть до 10 евро в минуту!
Ознакомиться с запутанными правилами вы можете тут:
https://www.o.bike 2. Далее мое внимание привлекла система прокатов Call-A-Bike (САВ), принадлежащая вездесущему Deutsche Bahn. К плюсам этой сети можно отнести то, что по одной учетной записи можно пользоваться велосипедами более чем в 60 городах по всей Германии, хорошее техническое состояние велосипедов, а также то, что цены за минуту аренды ниже, чем у конкурентов - oBike и MVG.
Аммортизация у дойчебановских красных велов - очень приличная
Свет тоже, как правило, работает
Очевидный минус - ограниченная зона, где ты можешь оставить велосипед после использования: исключетельно внутри Isar Ring. таким образом, и Швабинг, и район Арабелла-парка, и такое отличное место для покатушек, как Олимпия-парк, оказались за пределами этой зоны. Штраф за выход за пределы зоны - 10 евро.
Правда, в процессе аренды кататься ты можешь, где угодно, хоть в Нюрнберг уехать и вернуться. Главное - чтобы на момент окончания аренды велосипед находился строго в границах Изар-ринг. Максимальная стоимость аренды в день - 12 евро. Годовая комиссия за обслуживание учетной записи - 3 евро. Никаких залогов не требуется. Сразу скажу, что нигде, кроме Мюнхена, мне так и не удалось больше воспользоваться этой сетью, так как все мои заказчики находятся не в центре, а, значит, вне зоны действия Call-a-Bike. К тому же, по центру на велосипеде ездить просто неприятно, а то и опасно, из-за того, что местные байкеры, кажется, переиграли в GTA
Сайт проекта:
http://callabike-interaktiv.de/ 2.1 Небольшая инструкция по использованию CAB:
- Скачать бесплатное приложение для смартфона и создать учетную запись на сайте DBahn;
- Убедиться, что вы находитесь в зоне охвата велосети, и найти на карте ближайший велосипед или велосипеды.
- Найти велосипед физически и убедиться, что номер на нем совпадает с тем, что выдает программа (для CAB это не так актуально, как для MVG, но все же...)
- Открыть крышку замка (та самая коробочка, на которой написан номер велосипеда) и ткнуть в него пальцем, чтобы убедиться, что велосипед "жив"
- Проверить общее техническое состояние велосипеда, отрегулировать под себя сиденье (помните, оплата здесь поминутная, так что не надо тратить на это оплаченное время)
- Если с велом все ок, а на дисплее появится предложение ввести код разблокировки, смело тыкайте кнопку на смартфоне "Забронировать этот велосипед". Вы получите код для разблокировки, который нужно ввести на дисплее. После введения кода можно открыть замок и ехать
- Доехав до места назначения, велосипед нужно вернуть. Это не так-то просто, как кажется. Например, у меня далеко не с первого раза получилось правильно закрыть замок - так, чтобы на экране при нажатии красной кнопки появилось бы сообщение о том, что аренда закончена, а не ошибка "Замок закрыт не полностью"
- В любом случае, даже если дисплей больше не ругается, а кнопка выглядит вдавленной, нужно открыть приложение в смартфоне и убедиться, что аренда завершена. Если статус аренды все еще активен после 2-3 минут после того, как вы закрыли замок и нажали на кнопку возврата, смело звоните по указанному на телефоне номеру и жалуйтесь
- Имейте в виду, что никаких предупреждений о том, что вы пытаетесь оставить вел ВНЕ зоны действия сети, в программе не предусмотрено. Штраф тихонечко придет к вам на следующий рабочий день.
3. Наконец, третья сеть прокатов - MVG - принадлежит компании, обслуживающей сеть публичного транспорта в Мюнхене и окрестностях. Соответственно, эта сеть может похвастаться ну очень большой зоной охвата: станции есть даже там, где нет метро, и ходит только S-bahn. Если вы все же оставите вел не там, где положено, то штраф будет уже 12 евро. Зато MVG не берет денег за годовое обслуживание учетной записи, плюс предлагает выгодные варианты недельных и месячных билетов, когда полчаса езды в день уже включены в стоимость проезда на метро или пригородной электричке. Максимальная стоимость аренды в день - те же 12 евро, как и у САВ.
Больше информации доступно на сайте:
https://www.mvg.de/services/mobile-services/mvg-rad.html 3.1 Инструкция по использованию MVG велосипедов почти не отличается от CAB: вам тоже понадобится скачать приложение и создать учетную запись. Хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:
- MVG является гибридной системой прокатов, т.е. аренда и возврат возможны как на стойках, так и в произвольных местах. За возврат на стойку, вроде бы, положена какая-то небольшая премия, но реально мне ни разу не удавалось прервать процесс аренды, вщелкнув колесо в стойку. Всегда приходилось лично звонить по телефону сервиса и ругаться. В произвольном же месте велы самостоятельно возвращаются примерно через раз (т.е., звонить приходится не всегда)
- GPS датчики у велосипедов работают плохо, так что иногда вы просто не можете физически найти отмеченный на карте велосипед, если он оставлен где-нибудь "на воле". Проще всего охотиться на голубые велы на стойках.
- Техническое состояние этих велов намного хуже, чем у конкурентов. Часто не работает свет, а при попытке поехать отваливается педаль или проваливается седло. Так что ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяете состояние того, что вы собираетесь арендовать