Давно уже превратившемуся не только в часть массовой культуры, но и в саму массовую культуру, Джеймсу Бонду и фильмам о его похождениях, в современном шпионском и спецагентурном фильме, кроме как картин о бывшем агенте ЦРУ Джейсоне Борне в качестве альтернативы, наверное, не сыскать. В то время, как Бонд погряз в своём фактически рекламном и клиповом отражении, развлекательности и вылившихся в отдельные массовые явления своих составных частях (возьмём хотя бы девушек Бонда), Борн пытается быть серьёзнее, изощрённее и насыщеннее реальным шпионским действием.
"Ультиматум Борна" является третьей частью похождений потерявшего память бывшего агента ЦРУ Джейсоне Борне и, возможно, последним, так как в сюжете картины главный герой наконец узнаёт то, что из его памяти было вычеркнуто. Картина вышла в 2007 году и выиграла три Оскара и две BAFTA, касающихся в основном работы со звуком. В блоге уже рассматривалась
первая часть, вторую я не смотрел.
Сюжет этой ленты на самом деле прост. Борн всё ближе и ближе подбирается к тайнам утерянного в своей памяти, всё ближе и ближе подбираясь ввиду того к особой и секретной программе ЦРУ. Агентура этому противиться и на Борна насылает орды своих хитрых приспешников, у которых для поимки Борна все достижения научного мира в руках. Они управляют камерами слежения, прослушивают телефоны, ловят сигналы со спутников и так далее и тому подобное, как и подобает шпионской деятельности. У ЦРУ-шников создаётся специальная группа по его выслеживанию во главе с заместителем директора управления и главой оперативного отдела по совместительству. Но Борну всё нипочём, он как привидение и супергерой мочит опрометчивых наседателей и скрывается из-под носа у врага (проникновение в финале в кабинет заместителя директора управления и кража оттуда документации вообще удивляет). В союзники к Джейсону набивается красотка Джулия Стайлз, а первоначально противостоит, но затем становится заодно MILF Джоан Аллен. Вместе герои помогают раскрыть далеко не чистую тайну спецпрограммы Блэкбрайер, исходя из которой сотрудники ЦРУ могли устранять особо опасных преступников без суда, следствия и вообще без каких-либо юридических и бюрократических издержек - попросту убивая его. Борн же пробирается в то самое место, в котором он по своей воле стал Джейсоном Борном, забыв о Дэвиде Веббе - своём реальном имени и прошлом.
Прежде всего, чем обращает внимание картина, это почти своим нон-стоповым действием, шпионским саспенсом (особенно на вокзале), бешеными погонями и драками (особенно в Танжере со "спецом"). В этом плане картина крайне привлекательна и выдаёт на зрителя лавину действия (в первом фильме, по памяти, такого не было), под которой сюжет и прочее отходит на задний план. Просто удивляешься этому Борну, действующему предельно тактично и предусмотрительно, и думаешь, что вот-вот он начнёт стрелять из глаз лазером и видеть сквозь стены (возможно даже, что, в какой-то мере, эта неуязвимость Борна из перенасыщенного достатка превращается в недостаток, но авторы очень не хотят давать для этого повода). Другой погрешностью в массовости, хоть и приятной, является наличие привлекательных внешне женщин в картине - вот извелись в киношпионстве в США не привлекательные женщины, они все сидят в офисах этих управлений и в очках строчат на древних пишущих машинках или бьются над какими-нибудь шифрами, их нам ни за что не покажут, а все местные агенты-модели бегают в особо опасных условиях и ловят террористов и прочих бандюг. Куда ни взгляни, тайный агент - модель, связной - модель, подрывник-самоубийца - модель.
Другим притягательным фактором выявляется смена мест и обстоятельств, ибо герои сопротивляются друг другу будут не в отдельно взятом запертом снаружи сарае в какой-нибудь деревне, а прыгают и стреляют в Москве, Париже, Мадриде, Лондон, Танжере и Нью-Йорке. Вот это вот весьма важное обстоятельство для шпионского и агентурного фильма. Но больше всего, наверное, мне понравились эпизоды на
вокзале "Ватерлоо" в Лондоне. Мало того, что там постоянно куча народа (самый загруженный вокзал во всей Великобритании), так авторам ещё удалось оформить отличную съёмку и создать хлещущий шпионский нон-стоп саспенс.
В остальном хоть и интересно, но уже многоприменяемо, выглядит образ "спеца" - своеобразного секретного оружия, уничтожителя, также известного в других фильмах по именем "чистильщик" или "мусорщик". Спец должен быть сильным, проворным, ловким и умным, так как в опасных условиях борьбы с особо опасной целью мало того, что спец должен её ликвидировать, так ещё и безопасно, быстро и незаметно скрыться. Личность спеца должна быть крайне завуалирована, а моральных устоев попросту не должно существовать. Получив сигнал, он должен быть готов сорваться в любую минуту на опасное мероприятие, возможно будущее для него последним.
Кстати, оформление воспоминаний в эффектах небольшого сияния похожи на воспоминания героини Миллы Йовович из фильма "Обитель зла".