Нож и трость до революции

Feb 25, 2013 02:41

Сейчас много разных школ работы ножом. В то же время складывается впечатление, что до 90-х годов ножом в России вообще никто не занимался кроме силовиков (Симкин, Волков и пр. ). Ну хорошо, советскому человеку это было не нужно (идеологическая установка, что с ножом ходит уголовник еще, бывает, проскакивает у людей старшего поколения) и если и учили , то в пределах защиты от ножа, а до революции? Ведь тогдашний «бум ю-ютсу» очень похож на то, что было у нас с началом «эпохи гласности».

А вот в тут информации практически ноль. Точнее, известно о двух (!) книгах.


Первая - это книга Александра Люгарра. Того самого, что в 1905 написал «Руководство по фехтованию на штыках». Он преподавал фехтование в качестве боевой дисциплины в Александровском военном училище и на курсах Московского гренадерского корпуса. Однако, технику ножа он писал не для интересующихся саообороной и не для солдат. В те годы Московский художественно-общедоступный театр уже провозгласил новейшую театральную эстетику, и художественно-реалистическое, а не прежнее, не слишком грамотное, небрежно-условное сценическое воплощение покорило не только драматический, но и оперный жанр. Теперь теноры, басы и баритоны уже не могли действовать на сцене холодным оружием, ограничиваясь всего лишь сомнительной классикой современных им фехтовальных залов. Стало необходимым воспроизводить бой в той манере, в какой реально могли бы проходить дуэли Фауста с Валентином, Сен- Бри с Раулем и Хосе с Эскамилио. И вот, знаток исторического фехтования Люгарр стал обучать сценическому фехтованию солистов театра известного мецената СИ. Зимина, чья частная опера соперничала с близлежащим Государственным Большим театром. А для своих очных и заочных учеников Александр написал книгу «Школа сценического фехтования≫, в которой, кроме всего прочего, описывалась и техника боя на специфических испанских ножах - навахах.

А на год раньше (в 1909 году) вышла другая книга за авторством Эмиля Андрэ. И вот она рассматривала нож (и трость) с точки зрения самообороны.

Эмиль Андрэ был знатоком французского бокса, а также приемов бытового и криминального рукопашного боя, и, вероятно, одним из пионеров французского джиу-джитсу. Так, в 1909 году на прилавки книжных магазинов легли сразу два различных перевода одной и той же книги Эмиля Андрэ.

В качестве приложения к научно-популярному журналу ≪Вестник знаний≫, который охватывал весьма широкий круг серьезных тем - от теории Дарвина и работы А. Бебеля ≪Женщина и социализм≫ до международного языка эсперанто и практического курса сельского хозяйства, вышли под одним переплетом работы профессора Г. Блюнчли и Э. Андрэ ≪Гигиена телесных упражнений и самооборона. Перевод с немецкого и французского Н. В. Горкина≫. Между двумя авторами листаж книги был поделен строго поровну, хотя самооборона считалась всего лишь как бы приложением к серьезной работе профессора. Второму разделу книги под названием ≪Самооборона. Сто способов самозащиты на улице для безоружного≫

Вторым публикатором было Санкт- Петербургское издательство А.Я. Озерова, хотя и отличавшееся довольно универсальным характером, но имевшее заметный спортивный уклон. Оно выпустило книгу Андрэ под заголовком ≪Искусство защищаться от уличных нападений. С 60 рисунками. Перевод с французского Ф.Н. Латернер≫.

Если оставить в стороне неизбежные небольшие отличия в изложении двух различных переводчиков, то можно говорить о почти полной идентичности основной части текстов двух русских изданий. Однако это ≪почти≫ заставляет предполагать, что хотя переведена была одна и та же книга Андрэ, но в двух различных вариантах ее французских изданий, весьма незначительно отличавшихся в своей главной части.

Различие в названиях здесь - еще не достаточное доказательство. Тогда с подобного рода ≪мелочами≫ не очень-то церемонились, и ≪улучшить≫ заголовок в чисто рекламных целях вполне могли и сами наши издатели. Точно так же, как и произвольно изменить разбивку текста на главы и разделы с тем, чтобы самый последний прием непременно занумеровать анонсированной в заголовке цифрой 100.

Более убедительным является различие текстов первых страниц в двух этих книгах. И еще - совершенно разные, хотя и исполненные одним и тем же художником, рисунки, иллюстрирующие технику французского бокса. Изображены на них абсолютно аналогичные боевые движения, но в озеровском издании их выполняют соперники, облаченные в спортивную форму тех лет и в перчатках, а в приложении к ≪Вестнику≫ с этими самыми спортсменами происходит странная чисто рекламная метаморфоза...

Основными выгодными покупателями литературы, в частности и такого рода, во Франции были буржуа и ≪белые воротнички≫. И вот, с явной целью заинтересовать, угодить и польстить этой светской или ≪полусветской≫ публике художник ≪переодевает≫ дерущихся противников. Теперь уже отважные мосье в шелковисто лоснящихся цилиндрах и фраках или, на худой конец, вкотелках и визитках лихо разделывают голыми кулаками ≪хулиганствующих пролетариев≫ в кепочках, пиджачках, с пестрыми платками на шее.

Второе издание можно встретить в сети (скан с репринтного издания 90-х годов ХХ века), а также в книге Тараса А.Е. «Французский бокс сават» - правда, Тарас, как обычно, не смог не внести свои изменения (больше похожие на ляпы дилетанта). Критических разбор оных «улучшений» можно прочитать в книге М. Лукашева «На заре российских систем рукопашного боя», ибо они не имеют отношения к теме данной заметки.

Итак, второе издание (как и репринт) включает только приемы самозащиты без оружия, а вот первое - «озеровское» - имело еще и вторую часть, включавшую две главы. Непривычное название одной из них - ≪Палки≫, подразумевает собой фехтование тростью (≪canne≫) Следует сказать, что фехтование на тростях в 1904 году в программу Олимпийских игр в Сент-Луисе, собрав шесть участников от четырех стран. Золотую медаль тогда завоевал кубинец А. Ван Зо Пост.

Этот демократический вид фехтования, не требовавший слишком дорогого инвентаря, вместе с тем давал добротные начальные навыки единоборства и на спортивных эспадронах, и на боевых саблях. Кроме того, ≪палочное≫ фехтование имело и еще одну немаловажную и тоже чисто прикладную функцию. Изящная трость была таким же непременным аксессуаром туалета элегантного мужчины, как и корсет для дамы. В умелых руках эта, казалось бы, бесполезная изящная игрушка становилась надежным оружием даже против ножа апаша. Нельзя не согласиться с Андрэ, что ≪крепкая не слишком тяжелая палка,которой легко действовать, является очень полезным оружием для защиты и нападения≫. Действия тростью базировались, в основном, на эспадронной технике, но имели и свои действенные боевые особенности, такие, как удары по ногам, по половым органам и тычкиконцом палки, особенно если она имела металлический наконечник, в лицо и область живота. Для того чтобы выполнить тычок, находясь вблизи от противника, палку перехватывали правой рукой за середину или держали обеими руками, и тогда посредине была уже левая рука. А удары так же как и эспадроном, наносились по голове сверху, по левой и правой стороне лица, по левому и правому боку и по вооруженной руке.

Так как ни палка, ни трость не имели эфеса, защищающего кисть, парируя удары, приходилось наклонять палку так, чтобы оружие соперника, соскользнув, не поразило кисти обороняющегося. В случае если это позволяла дистанция, следовало также использовать удары свободной рукой и ногами. При отражении нападения противника, вооруженного ножом, наиболее действенными являлись удары тростью по вооруженной руке, особенно по ее кисти, и по половым органам.





Теперь, какой информацией мы располагаем по ножевым техникам из книги Андрэ?

На вооружении французской уголовщины имелось два типа ножей различной длины и ширины клинка. ≪Большие ножи≫, как их называет Эмиль, являлись наиболее опасным оружием, так как ими можно было не только колоть, но и наносить опасные глубокие резаные раны, прорезая верхнюю одежду любой толщины.

Второй тип представляли ≪обыкновенные ножи и кинжалы≫. ≪В виду их незначительной длины и ширины ими лучше наносить колотые раны, как кинжалами (подкалывать)≫. А резаные раны можно причинить только там, где тело не защищено одеждой: руки, шея и лицо. Сама заточка клинка ≪обыкновенного≫ ножа не предназначалась для нанесения резаных ран, а имела целью увеличить размер колотой раны и не позволить противнику захватить клинок рукой так, как это можно было сделать со стилетом.

≪Нож часто держат лезвием кверху. Причем острие ножа выше его рукоятки. Так держат нож преступники, когда в дуэлях между собой они стараются нанести противнику удар снизу вверх и ≪вспороть кишки≫.

≪Опытные подкалыватели≫ отличаются необычайным умением бросать в противника с необычайной силой нож и наносить ему этим способом страшные удары≫.

Инструктируя читателей о приемах ведения наиболее опасного вида единоборства - нож против ножа, Андрэ говорит, что и там сохраняются основные принципы техники французского бокса. Могут пригодиться и некоторые приемы классического фехтования, но в значительно меньшей мере.

≪Каким бы ножом вы не были вооружены, знание приемов французского бокса принесет вам большую пользу, так как вы будете в состоянии их применить и в ножевой схватке. Так, удары ногой в ногу могут вывести из боя вашего противника, если он слишком выставил свою ногу. Удар носком ноги в вооруженную руку противника может ее положительно парализовать. Отметим также полезность удара носком в половые органы противника, который бросается на вас с ножом в руке... Принципы бокса в вопросах о движениях вперед и назад, о полувыпадах находят полное применение и в данном случае...

Удар ножом или кинжалом в лицо или тело наносят совершенно так же, как удары кулаком в боксе... Очень практичен удар в лицо, наносимый подобно удару кулаком в лицо в боксе. Он наносится или с места или с полувыпадом≫.

Использовать в бою можно было как левую, так и правую стойку, но с небольшими коррективами из-за наличия крайне необходимого импровизированного ≪щита≫.

Для нанесения удара следовало выбирать момент, ≪когда противник замышляет удар и не думает о защите своей выдвинутой вперед части тела≫. Или попытаться застать его врасплох, никогда не забывая об использовании своего ≪щита≫, который можно было даже метнуть в лицо врага.

Защиты рекомендуются пассивного характера: ≪Левой рукой могут быть делаемы парады, подобно парадам бокса, в тех случаях, когда рука свободна или же когда в ней держат какой-нибудь предмет для защиты≫.


Эффективных приемов обезоруживания в книге не содержалось, а те, что упоминались, описывались скороговоркой и с непременным предупреждением об их опасности: ≪Если вы отразили атаку противника защищенной рукой..., вы стараетесь быстро приблизиться к нему и схватить его за вооруженную руку.

Но обычно это очень трудно сделать, не поранившись самому≫.

≪Если в руке ничего не имеется, то при параде вы рискуете быть раненым в руку, тем более, если вы пытаетесь захватить руку противника. Вообще очень трудно быстро схватить кого-нибудь за руку, когда он вооружен ножом или кинжалом... Можно при случае пользоваться приемами парадов в боксе, но гораздо предпочтительнее увертываться от ударов, чем хватать вооруженную руку противника.

Но самая разумная система защиты заключается в том, чтобы парировать при посредстве импровизированного щита, который держат в левой руке, стоя в левой позиции, или же отступать или же, наконец, увертываться от ударов≫.

В то же время, соблюдая большую меру осторожности в отношении своих, все еще не слишком подготовленных учеников, Андрэ требует в каждом случае удачного ухода от удара противника нанесения самых беспощадных контрударов ножом.

К сожалению, в отличии от книги Люгарра по штыковому бою, обе данные книги пока в сети мной не найдена. Будем надеется, что рано или поздно они будет оцифрованы. А пока что граждане и гражданочки из Москвы могут поискать их в Ленинке

Использованная литература:

1.      Лукашев М.Н. «На заре российских систем рукопашного боя» . М.: Будо-Спорт, 2003

2.      Тарас. А.Е. «Французский бокс сават: история и техника». Мн.: Харсест, 1997

3.      Андэ Э. «Самооборона: сто способов самозащиты на улице для безоружного» (репринтное издание без исходных данных издательства)

Самооборона, Трость, Книги, Ножевой бой

Previous post Next post
Up