Теория Йохана Сильвио Гезеля (17 марта 1862 - 11 марта 1930 годы жизни, автор теории о «свободной экономике») об «
отрицательных деньгах» была удачно проверена на практике, потому что существовала параллельно с обычными деньгами ограничено во времени, искусственно ускоряла оборот только небольшой части денег (там, где это, скорее, не мешало, чем помогало), но не могла в полной мере проявить свои недостатки. Ведь и «яд в небольшом количестве - лекарство».
«В 1932 году в австрийском городе Вергле магистрат выпустил 5000 «свободных шиллингов» (свободных от процентов), которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке, и пустил их в оборот. Плата за пользование бонами составляла ежемесячно 1%, или 12% в год, а вносили ее те, кто имел банкноту в конце месяца. Плата оформлялась специальной маркой, которую приклеивали на обратной стороне банкноты; без такой Марки в следующем месяце банкнота была недействительна. Хоть и небольшая, такая плата привела к тому, что любой человек, получавший боны, старался их как можно быстрее потратить».
Гезелевские деньги - это не просто глупая система (за риски нужно платить всегда, нельзя склонять к потреблянству), альтернатива и аналог налога на имущество (прибыль прошлых периодов), которая не учитывает, а отрицает ранее накопленный опыт. Как любая утопия обязательно приведёт к кризису, жуткой абсолютно природной (в отличие от нынешней) инфляции (трудно скопить деньги на активы, средства производства, расширить выпуск товаров при перегретом спросе, выход один - повышение цен), снижению качества продукции. Проблемы в экономике связаны с непотраченной прибылью, которая учтена в стоимости товаров, но из оборота выведена не разово, а регулярно в каждом периоде (дисбалансы не временные, а нарастающие).
Речь идёт об очень узкой группе олигархов и банкиров, а не о всех потребителях. Но именно по самым незащищённым слоям населения (невинному большинству) ударит такая система. Эффект будет временным, а кризис - непрекращаемым. Людей хотят оставить без имущества и средств к существованию, сделать рабами в своей стране. Чтобы реально избавиться от кризисов, нужно воздействовать на виновных. Прекратить разрушение государства (арбитра между богатыми и бедными), которое подменяется монополиями и корпорациями, вернуть общественные ресурсы государству, т.е. убрать условия для паразитизма на народных богатствах. Но отрицательные «деньги» всё-таки могут быть использованы как временное решение, а так же в замен векселей и прочих инструментов, когда их желательно быстро вернуть эмитенту.
В общем случае таких денег выиграют торговцы золотом и алмазами, которые вытеснят резервные валюты. Инфляцию сейчас вызывает сговор монополистов, без них цены бы и так всё время падали (ведь спрос почти всегда меньше предложения товаров). Но активы узурпаторы большей частью держат не в деньгах, а в собственности на средства производства, инфраструктуре и долгах (людей, общин, предприятий и государств),
лучшем средстве сбережений. Это вам подскажет любой экономист. В общем, кого будут бить, понятно и «битый небитого повезёт» дальше.
Идеальный банк объединяет преимущества «старых» денег (меру стоимости) и товарный обмен (без фактического обмена деньгами). Схема заложена изначально в первых банках, но тогда способствовала лишь минимизации использования первичных (эмиссионных) денег для оборота товаров. Тем не менее, гезелевская утопия (деньги) побочным эффектом может способствовать продвижению товарных обменов (бартеру) и фактическому приближению к идеальному банку (но через потрясения и кризисы), где сумма всех денег всегда равна нулю. Начислять отрицательные (и положительные) проценты просто не на что.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
P.S. // Конец XIX - начало XX века напичкан утопиями (
марксизм, анархизм, интернационализм, коммунизм, фашизм и т.д.),
ересями жидовствующих. Нет, утопии были и есть всегда, но «зелёный свет» им давали банкиры и прочие сионистские организации (типа Бней-Брит), чтобы разрушить старый порядок. Они не искали альтернативы, а стремились к обыкновенному переделу, «строили свои замки из песка на руинах прежних домов», пытаясь подмять под себя промышленников, монархов и их влияние, прибыль. Старые и очевидные ошибки (пороки) не были исправлены, но только - невероятно и беспредельно усугублены. Такова суть еврейской мировой революции. //