"С гимназической скамьи я не знал другого общества, кроме общества юношей, то увлекающихся студенческими сходками, то таинственно конспирирующих, то устраивающих воскресные школы и читальни, то заводящих артели и коммуны, то опять хватающихся за народное образование, за идею сближения с народом и опять и опять конспирирующих; я всегда был с ними и
(
Read more... )
"Только не "некоторого". "Некоторое" тут бы не помогло".
"Некоторое" помогает по определению. Насколько-то. Но вот им, действительно, "некоторое" (само по себе) было не нужно совершенно. Они никакого спасиба и за огромное, что было сделано в 1857-1861 слл., говорить не хотели, и еще до реформы 1861 ответили на все это джихадом и проповедью джихада. Cтуденческие волнения и сходки - это 1859-1860. А уж в самом 1861...
Шедо-Ферроти, как адвокат III Отделения, старается уверить почтенную публику, что наше правительство исполнено благими намерениями и что от него должны исходить для Великой, Малой и Белой России всевозможные блага, материальные и духовные, вещественные и невещественные. Шедо-Ферроти, конечно, не предвидит возможности переворота или, по крайней мере, старается уверить всех, что во-первых, такой переворот невозможен и что, во-вторых, он во всяком случае повергнет Россию в бездну несчастия. Одной этой мысли Шедо-Ферроти
достаточно, чтобы внушить всем порядочным людям отвращение и презрение к его личности и деятельности. Низвержение благополучно царствующей династии Романовых и изменение политического и общественного строя составляют единственную цель и надежду всех честных граждан. Чтобы при теперешнем положении дел не желать революции, надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным в пользу царствующего зла. Посмотрите, русские люди, что делается вокруг нас, и подумайте, можем ли мы дольше терпеть насилие, прикрывающееся устарелою формою божественного права. Посмотрите, где наша литература, где народное образование, где все добрые начинания общества и молодежи. Придравшись к двум-трем случайным пожарам, правительство все поглотило; оно будет глотать все: деньги, идеи, людей, будет глотать до тех пор, пока масса проглоченного не разорвет это безобразное чудовище. Воскресные школы закрыты, народные читальни закрыты, два журнала закрыты, тюрьмы набиты честными юношами, любящими народ и идею. Петербург поставлен на военное положение, правительство
намерено действовать с нами, как с непримиримыми врагами. Оно не ошибается: примирения нет. На стороне правительства стоят только негодяи, подкупленные теми деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. На стороне народа стоит все, что молодо и свежо, все, что способно мыслить и действовать. Династия Романовых и петербургская бюрократия должны погибнуть. Их не спасут ни министры, подобные Валуеву, ни литераторы, подобные Шедо-Ферроти. То, что мертво и гнило, должно само собой свалиться в могилу. Нам
остается только дать им последний толчок и забросать грязью их смердящие трупы".
Это первая половина 1862.
Reply
Так что как раз обращение лично со мной... да у меня обращение лично со мной и сейчас-то мало-мальски значимым фактором не является.
***Они никакого спасиба и за огромное, что было сделано в 1857-1861 слл., говорить не хотели, и еще до реформы 1861 ответили на все это джихадом и проповедью джихада.***
Не все. И ты вспомни, _как_ шли эти реформы. И как людей, требовавших вещей совершенно человеческих и очень нужных, в смирительный дом запихали.
Кстати, надо сказать, что историю с "Шедо-Ферроти", вообще-то, стоило бы нести по кочкам. История грязная и крайне дурацкая. Такой себе "заход под виртуалом". Но конечно не так нести. И не тому.
С уважением,
Антрекот
Reply
"Ну, прости, _мне_ лично жаловаться было мало на что - то есть, меня касалась куча совершенно бредовых запретов и ограничений - но мне не приходило в голову им _подчиняться_ и поэтому они меня мало беспокоили".
Прости, но и само приставание с этими ограниченрями - это превеликое доставание. Далее: а в сочинениях и публикациях тебе правду писать давали бы? А высказывать свое отношение к Соввласти публично - давали бы? А просто читать нормальные книги не через спецхран и не в ксероксе - давали бы? А съездить автостопом или за деньги в Италию - дали бы? А обрушивать на тебя всю эту галиматью и требования - не обрушивали? Политинформаций в школе не было? Классных часов не было?
То, что барин стал квелый, и от него мсожно увернуться, нисколько не уменьшает обиды, им наносимой, если он так обращается с людьми. Тем более, что все основные его запреты прошибить нельзя.
И есть еще одна вещь: вываливание на _тебя_ бреда и включение _тебя_ в бред как систему. Оно тоже достает. Оно достает именно по "общественным" причинам, но достает именно тем, что тебя делают персонажем бреда без твоей воли, а не тем, что в колхозы газ не проведен.
И еще раз: отдельные случаи бывают всякие. Но вот как явление - уж никак не сочувствием бедности народа было вызвано диссидентское движение и антисоветские настроения. Нас строили и вываливали в бреде и требовали любви к этому бреду и подкрепляли его кулаками и нажимом - их за то и ненавидели.
"Не все. И ты вспомни, _как_ шли эти реформы. И как людей, требовавших вещей совершенно человеческих и очень нужных, в смирительный дом запихали".
Какую именно историю ты имеешь в виду?
Reply
***Прости, но и само приставание с этими ограниченрями - это превеликое доставание***
Ну доставание, да. Но меня оно именно _раздражало_ - как жужжание над ухом. Вполне возможно, что лет этак через пять-десять меня бы и до личной ненависти довели - хотя, опять же, ручаться сложно.
С уважением,
Антрекот
Reply
Reply
С уважением,
Антрекот
Reply
Это вот за открытое постановление не подчиняться правительству и объявление его несостоятельным - вопиющее дело ок. 1860 посадить на два года? Это вот эти объявления - совершенно человеческие и очень нужные вещи?
Reply
Началось все с того, что тверской губернский комитет подал вполне человекообразный проект, который завернули. После манифеста, подали они петицию - мол, манифест значительную часть крестьянских проблем не разрешил вовсе, часть разрешил только формально, ситуация бедственная, не следует ли создать орган, этим занимающийся. И сословные привилегии с себя сложил.
И вот уж тогда съехалась эта компания и постановила, что она _не удовлетворится_ тем, что дал манифест и будет в своей общественной деятельности добиваться большего.
Ну прости - ты всерьез считаешь, что недовольство существованием такой штуки как статус временнобязанного и желание ее как-нибудь отменить - это нечеловеческая вещь? И что за такое следует сажать в смирительный дом?
С уважением,
Антрекот
Reply
"Ну прости - ты всерьез считаешь, что недовольство существованием такой штуки как статус временнобязанного и желание ее как-нибудь отменить - это нечеловеческая вещь? И что за такое следует сажать в смирительный дом?"
Недовольство - нет. Но их судили не за недовольство.
А вот публичное постановление общественной дворянской организации об осуждении правительства и неподчинении ему - в России 1860, а не во Франции 1860 - да, еще как заслуживает.
И то, с чего они начали, тут уже значения не имеет.
Если во время рисковавнной боевой операции офицеры, недовольные приказом командира, останутся при этом недовольстве и будут рапорты писать с предложениями - их право. А если они резолюцию примут о том, что приказам полчимняться не будут, командование объявляют неисправным и воевать будут по-своему - их не в смрительный дом посадят, их и расстрелять могут.
Reply
Только им никто не сказал, что это рискованная боевая операция. И что они офицеры.
Их - гражданских лиц - как гражданских лиц привлекли к обсуждению общественного дела. Им _не запретили_ идти дальше. Они не сказали, что не будут подчиняться приказам - а что они намерены добиваться изменения ситуации.
А за что посадили? За то, что "сами должны были понимать".
С уважением,
Антрекот
Reply
Помилуй, их посадили за несомнительное нарушение законов. Они именно что открыто приняли антиправительственное постановление и заявили, что подчиняться будут не директивам правительства, а своим решениям.
Что, в России 1860 существует свобода публичной общественной деятельности? Нет.
Они не понимали, что такая реформа есть рискованная боевая? Ну так злостными идиотами надо было для этого быть.
Reply
Так не было.
А что до рискованности, так они у себя имели дело с людьми, которые хотели крестьянам только приусадебное оставить...
А что до Франции 1860... ну _как_ она такой стала?
С уважением,
Антрекот
Reply
"Так не было."
В каком смысле не было? Вот уж чего в России хватало - это запретов на публичнын противопроравительственные постановления и публичные отказы в исполнении требований правительства.
Reply
***И как это является аргументом в пользу того, что революция***
Это является контраргументом на "у нас не Франция 1860". Потому что любой местный гражданин, отменно знающий, как образовалась эта самая Франция, на это скажет - да, у нас не оно, так, может, нужно догонять?
С уважением,
Антрекот
Reply
"***И как это является аргументом в пользу того, что революция***
Это является контраргументом на "у нас не Франция 1860". Потому что любой местный гражданин, отменно знающий, как образовалась эта самая Франция, на это скажет - да, у нас не оно, так, может, нужно догонять?"
Так на это ответ: мы и догоняем. Вот в 1855-1861 сделали гигантский шаг в этой догонке. Вы считаете, что еще больше надо было шаг? Ваше право. А с ножом как из-за этого на нас лезть?!
Но на самом деле они не считали, что надо догонять. Они хотели свою утопию. Иначе они и за этот шаг со слезами восторга благодларили бы. Но они УЖЕ считали империю врагом-олккупантом, что бы она ни желала, а оккупанта не благодарят за послабления в оккупационном режиме по случаю проигрыша им войны.
Reply
Cм. соседний тред. Если считать положение крестьян "от сегодня" - то да, нужно со слезами благодарить за любое послабление, даже мизерное - и частично бьющее по самим крестьянам.
А если считать, что крестьян в свое время беззаконно ограбили и закабалили, то можно полагать, что правительство наконец-то начало проявлять добрую волю - но всерьез задаваться вопросом: а достаточную ли и насколько вообще добрую.
С уважением,
Антрекот
Reply
Leave a comment