Большое спасибо! Дорогой А.А., тема "Киплинг и белогвардейцы" требует специального освещения. Кому, как не Вам, это сделать? Я, например, только слышал о сочувственном отношении Киплинга к белой России, но без подробностей. Поскольку Киплинг для меня - весьма почитаемая фигура, это вдвойне интересно
Господь да упокоит вас, миролюбивые господа, ничто да не удручит вас! Но погодите немного - здесь выносят покойников. Полки мертвы и города мертвы, без счета и попечения; Господь да упокоит вас, миролюбивые господа, что это за предзнаменование перед вами
( ... )
Письмо Киплинга Шмелёву от 1.03.1924 (The Letters of Rudyard Kipling V.5 1920-30 / Ed. Th. Pinney. 2004. P. 159):
Дорогой господин Шмелёв, я должен сердечно поблагодарить Вас за любезное письмо, которым Вы сопроводили свой роман о России [отправленный им Киплингу]. Я нашел, что это столь же интересная, сколь ужасающая и правдивая книга. Читая ее, начинаешь хотя бы в малой мере понимать, через какую бездну идет Ваша родина. С западной точки зрения Ваше повествование, как выразился Эдгар По, лежит "по ту сторону времени и пространства", но в нем провидишь возможности, которые когда-нибудь могут стать ужасной реальностью и в других странах. Еще раз спасибо за Вашу благожелательность и любезность, истинно, искренне Ваш Редъярд Киплинг".
Огромное Вам спасибо! Жаль, что Киплинг был одним из немногих авторитетов общественного мнения на Западе, кто ясно понимал суть происходящего. К сожалению, его голос заглушался восторженными дифирамбами большевизму со стороны вдруг поглупевшего Франса, Шоу, Роллана и несть им числа. Скажите, а какой-либо публицистики на этот счет Киплинг не оставил? Да, кстати, данную вещь Фицджеральжа не читал и даже не слышал о ней!
То есть, получается, что контр-идеологии быть не могло потому, что в большевиках видели не столько-изм, которому стоит противопоставить другой -изм, сколько реальную угрозу базовым потребностям нормального общества, человеческой безопасности, законности и т. п.
Да нет, контр-идеология у ни была, и очень четкая. Я ее как раз пытался описать. Просто не было европейского политического термина, который бы такую идеологию описывал. Если бы дело было в Китае или Японии, это бы проблем не вызвало - взяли бы любое словосочетание, типа "великое сопроцветание" или "наказание по вине, охрана невинному", и была бы готова идеология, а называть ее измом потом бы европейские историки потрудились. Вот было определенное китайское учение о государстве, вполне поганое, его именовали "учение правительственных предписаний" (фа цзя), европейцы его назвали легизмом. Древние китайцы совершенно не волновались о том, что в принципе словами "фа цзя" можно назвать любую идеологию. Они-то знали, КАКУЮ идеологию они так назывют. Но в России если нет на явление описывающего его заранее европейского термина, то явления назвать не могут, а при этом хотят, чтоб термин был заклинанием, передающим суть явления. Отсюда и бессмысленные споры о том, что такое "романтизм" или "феодализм" - вместо того, чтобы просто сказать, что
( ... )
Спасибо, поняла. Да, я потом-то уже внимательней прочла предыдущие посты и увидела, что идеология была. Но все же - отчего она не сработала как успешная контр-идеология?
Потому что в ГВ вообще на 97 процентов работает не идеология, а штыки и выгоды. Точнее, _представление людей_ о своих выгодах (они могут сильно ошибиться). При этом позиция активных людей (готовых убивать и умирать) определяет все, а позиция остальных 80 процентоа населения волнует только членов их семей и не влияет ни на что. В условиях анархии (а лето-осень 1917 - это именно она) значимо лишь то, какие есть в стране боевые организованные группировки, за какой из них пойдет большинство активного населения, и какие у них возможности доступа к запасам оружия и средствам управления и связи
( ... )
Comments 24
Reply
Reply
Дорогой господин Шмелёв,
я должен сердечно поблагодарить Вас за любезное письмо, которым Вы сопроводили свой роман о России [отправленный им Киплингу]. Я нашел, что это столь же интересная, сколь ужасающая и правдивая книга. Читая ее, начинаешь хотя бы в малой мере понимать, через какую бездну идет Ваша родина. С западной точки зрения Ваше повествование, как выразился Эдгар По, лежит "по ту сторону времени и пространства", но в нем провидишь возможности, которые когда-нибудь могут стать ужасной реальностью и в других странах. Еще раз спасибо за Вашу благожелательность и любезность,
истинно,
искренне Ваш
Редъярд Киплинг".
Reply
Скажите, а какой-либо публицистики на этот счет Киплинг не оставил?
Да, кстати, данную вещь Фицджеральжа не читал и даже не слышал о ней!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Утащил" к себе , без уведомления предварительного , уж очень понравилось !
Спасибо.
Reply
Reply
Leave a comment