Телепатия - это обычно в литературе не "мистика", это часть "научно-фантастического " пласта. Зависит, конечно, от того, как она подана. Но у Симмонса именно на примере Крозье с его точными и отвечающими будузей реальности видениями устанавливается, что телепатия и ясновидение - просто редкие свойства обычных живых существ, которые от этого богкми не становятся. Крозье не бог и не нечеловек, он просто человек - но пророческое ясновидение у него имеется. Эскимосские жрецы - телепаты, но богами от этого не делабтся, они люди. Аналогично и для медведя телепатия не есть знак того, что он не настолько же "просто медведь", насколько Крозье и эскимосы - люди.
В чем, собственно, разница между "мистическим / сверхъестественным" и "естественным, включая очень редкое естественное" в нашем восприятии и литературе? И христианский Бог с его чудесами, и боги язычества с их волшебными креатурами - считаются для тех, кто их признает, столь же реальными, сколько кусок хлеба. Они и их яркие проявления намного менее обыденны = менее наблюдаемы, чем кусок хлеба - но в мире полным-полно редких и редчайших явлений, которые наблюдаемы и понимаемы не лучше, а тем не менее всеми воспринимаются как "естественные", "не-мистические". Сама разница ощущается, а, собственно, почему, если все это - части реальности?
Если присмотреться, то граница проходит вполне ясно. Если что-то считается происходящим "само собой", без влияния разумных существ вообще - то оно воспринимается как нечто "естественное". Если в деле участвуют разумные существа, не отличающиеся заметно по способу функционирования от людей и других животных, и сами люди и другие животные - тоже "естественно". А вот если в деле участвуют разумные существа, резко отличающиеся от людей и всех прочих известных им живых существ по их "природе" = способу функционирования (прежде всего связи с телом и границами тела) и возможностям (духи-боги-демоны), - то и сами эти существа, и их проявления ощущаются как нечто сильно отличное от всего остального в мире, как "сверхъестественное". А проявления редкими людьми неких редких сил, недоступных подавляющему большинству людей (скажем, способности деревенского колдуна, какими они мыслятся, или вполне наблюдаемые способности гипнотизера), относят либо к естественному, либо к сверхъестественному в зависимости от того, насколько эти проявления и силы ассоциируются с собственно сверхъестественным (духами-богами-демонами и их силами) и насколько эти проявления понимаемы как "вещественные/материальные" свойства тела. То есть если чтение мыслей представляется в стиле "в мозгу есть такие клеточки..." и тюд. - то оно воспринимается как "естественное". Если же это нечио, не привязываемое к наблюдаемому - вещественному, - то оно "сверх".
В чем, собственно, разница между "мистическим / сверхъестественным" и "естественным, включая очень редкое естественное" в нашем восприятии и литературе? И христианский Бог с его чудесами, и боги язычества с их волшебными креатурами - считаются для тех, кто их признает, столь же реальными, сколько кусок хлеба. Они и их яркие проявления намного менее обыденны = менее наблюдаемы, чем кусок хлеба - но в мире полным-полно редких и редчайших явлений, которые наблюдаемы и понимаемы не лучше, а тем не менее всеми воспринимаются как "естественные", "не-мистические". Сама разница ощущается, а, собственно, почему, если все это - части реальности?
Если присмотреться, то граница проходит вполне ясно. Если что-то считается происходящим "само собой", без влияния разумных существ вообще - то оно воспринимается как нечто "естественное". Если в деле участвуют разумные существа, не отличающиеся заметно по способу функционирования от людей и других животных, и сами люди и другие животные - тоже "естественно". А вот если в деле участвуют разумные существа, резко отличающиеся от людей и всех прочих известных им живых существ по их "природе" = способу функционирования (прежде всего связи с телом и границами тела) и возможностям (духи-боги-демоны), - то и сами эти существа, и их проявления ощущаются как нечто сильно отличное от всего остального в мире, как "сверхъестественное". А проявления редкими людьми неких редких сил, недоступных подавляющему большинству людей (скажем, способности деревенского колдуна, какими они мыслятся, или вполне наблюдаемые способности гипнотизера), относят либо к естественному, либо к сверхъестественному в зависимости от того, насколько эти проявления и силы ассоциируются с собственно сверхъестественным (духами-богами-демонами и их силами) и насколько эти проявления понимаемы как "вещественные/материальные" свойства тела. То есть если чтение мыслей представляется в стиле "в мозгу есть такие клеточки..." и тюд. - то оно воспринимается как "естественное". Если же это нечио, не привязываемое к наблюдаемому - вещественному, - то оно "сверх".
Reply
Leave a comment