Катаев как заступник-2.

May 13, 2009 00:14


Катаев как заступник-2.

Не надо искать правду: правда по-гречески называется мрия. 
                                               Валентин Катаев - Мандельштаму

Вот отрывочные, случайно проскочившие сведения о том, как Катаев помогал разным лицам. Чтобы знать об этом полно, пришлось бы насквозь подымать архивы НКВД, Союза ( Read more... )

Leave a comment

Comments 44

Шкловский и Катаев banshur69 May 12 2009, 23:30:04 UTC

gg59 May 13 2009, 06:53:14 UTC
Скажите, пожалуйста, а есть ли текст письма Сталину в защиту Мандельштама?

Reply

wyradhe May 13 2009, 17:55:37 UTC
Оно не публиковалось - оно и не попадалось никому (да и не искали). Сталин такие тексты отправлял в безразмерные архивы, а иногда уничтожал. Секретариат его такие письма рассылал по ведомствам, до которых они относились. В итоге многое неизвестно, многое не уцелело, а многое и вовсе не искали. Например, не найдено обширное письмо Пастернака Сталину с соболезнованиями по поводу смерти Аллилуевой, которое у Сталина на столе под стеклом лежало...

Reply

gg59 May 13 2009, 19:54:19 UTC
Т.е. о письме известно исключительно со слов жены Катаева?..
Мне все же непонятно: вот, допустим, Катаев пишет письмо в защиту. Он человек не наивный, он очень хорошо знает реалии и не может не понимать последствий такого заступничества. Но, видимо, убежден в безнаказанности. Подчеркну, это важно - Катаев не сомневается в своей безнаказанности, потому что его собственное благополучие, как Вы не раз доказали, для него превыше всего. Может ли он им рисковать? Очевидно, нет. Далее: будучи прагматиком, он вряд ли пишет наудачу, лишь бы отметиться, значит он уверен, что его мнение важно, весомо и его учтут.
Объясните мне, пожалуйста - почему вдруг? Что он такое? В каких таких отношениях с властью находится Катаев, чтобы пребывать в подобной уверенности?

Reply

wyradhe May 13 2009, 20:22:11 UTC
Нет. Он не убежден в безнаказанности - для него собственнное благополучие отнюдь не было превыше ВСЕГО, оно для него было лишь превыше принципа не хвалить Советскую власть. Было много вещей, ради которых он готов был рисковать и рисковал своим благополучием, только к числу этих вещей вовсе не относилось пребывание "в честной бедности без подхалимажа ( ... )

Reply


tin_tina May 14 2009, 06:31:18 UTC
"Не надо искать правду: правда по-гречески называется мрия ( ... )

Reply

wyradhe May 14 2009, 08:25:50 UTC
Думаю, что Катаев имел в виду диалект одесских греков (про какой еще греческий он мог знать, кроме древнегреческого, в котором мрии нет, и новогреческого диалекта Одессы?), в который вполне могло быть заимствовано славянское "мрия" с изменением значения на "правда".

Reply

tin_tina May 14 2009, 08:27:58 UTC
Но получилась очень утонченная игра слов :-)

Reply

tin_tina May 14 2009, 08:29:27 UTC
Вдогонку - но "один мерзавец"? Неужели он производил такое впечатление?

Reply


Дым без огня? nell_2 May 14 2009, 14:40:27 UTC
Отзывы современников на Катаева как-то весьма однообразны - завистник, подлец, негодяй, мерзавец.
Много здесь помянутый В. Шкловский:

Он из восьми венков терновых
Алмазный сплел себе венец,
И нам явился гений новый
Завистник старый и подлец.

И написано-то в 1980, так что слово подлец здесь в совершенно современном смысле употреблено.

Возможно, люди, знавшие его вживую видели что-то, что нам не видно теперь. Его поведение каким-то образом оказалось ниже той весьма невысокой планки, установленной среди литераторов того времени.
Низкопоклонничал больше допустимого? ???

Reply

Re: Дым без огня? wyradhe May 14 2009, 15:01:23 UTC
Нет. Больше послевоенного Шкловского низкопоклонничать было невозможно ( ... )

Reply

Re: Дым без огня? wyradhe May 14 2009, 15:07:59 UTC
Обратите внимание еще на один момент. Надежда Мандельштам относилась к Катаеву много лучше, чем к Шкловскому и всей той среде, которая Катаева честила подлецом в 70-х, и считала что Шкловский и эта среда в этом отношении _хуже_ Катаева - а она-то(Надежда) была судьей строгим и сугубо антисоветским ненавистником истэблишмента.

Reply

semen_serpent_2 May 4 2013, 02:16:11 UTC
Так это, в своём роде, алаверды.
Катаев о Шкловском в "Траве забвения":
всех этих доморощенных «лефов», невежественных и самонадеянных теоретиков, высасывающих теорию литературы из гимназических учебников старших классов…
Каких только монстров не было среди них!
Был даже один среднего размера карлик - страшный новатор, формалист и революционер в искусстве, разумеется превратившийся с течением времени в самого вульгарного, благонамеренного наукообразного строчкогона-консерватора, имеющего репутацию большого знатока литературы: фельдшер, выдающий себя за доктора медицины.

Reply


nell_2 May 14 2009, 15:00:56 UTC
===Совершенно зря: Федин был большой трус, но про большевиков все понимал совершенно правильно, при Сталине в палачах и доносчиках никогда не состоял, а в 1943 в откровенном разговоре сказал: «Все русское для меня давно погибло с приходом большевиков; теперь [после войны, когда СССР, по Федину, вынужден будет попасть в экономическую зависимость от западных союзников и провести под их нажимом соответствующие реформы; тогда на это многие надеялись] должна наступить новая эпоха, когда народ не будет больше голодать, не будет все с себя снимать, чтобы благоденствовала какая-то кучка людей [большевиков]».]===

А про Федина ничего себе. Никогда бы не подумала...
Когда-то на заре туманной юности я читала его роман о рабочих и большевиках "Первые радости" кажется. Такой соцреалистический, что просто пробы ставить негде. Похоже, многие литераторы так маскировались, что теперь и концов не сыщешь.

Reply

wyradhe May 14 2009, 15:03:21 UTC
Многие концы сыщешь)). Эти концы лежат в доносах, поступавшших на этих писателей. Федин еще много интересного тогда говорил, я выложу подборку.

И за мной вообще много ответов Вам и два больших поста по тематике, Вами развитой и пополненной; я это очень помню, но просто еще не успел.

Reply


Leave a comment

Up