Не могу согласиться. Если морду ящерицы увеличить и поставить наблюдателя "лицом к лицу" с ней, то в чем же будет отличие от крокодила? Если, конечно, пасть закрыта. :)
Кроме того, и ящерицу, и крокодила все себе представляют именно в профиль. Это можно легко проверить, просмотрев картинки на "ящерица" и "крокодил"- 90 процентов картинок в длинну, немного в три четверти (вправо-влево и/или вверх-вниз), и совсм редко - анфас.
Насчёт жерл vs стволов - это вопрос точки зрения. Маяковский явно смотрит с той стороны, куда орудия (заглавия) нацелены - и с этой точки видны не стволы как таковые (как видно было бы сбоку), а именно жерла. Весь образный ряд - это орудия, направленные на читателя, готовые именно в него выстрелить.
Там дело в другом. УВИДЕТЬ жерла можно. Их нельзя друг к другу прижать. У него же сказано: "поэмы замерли, к жерлу ПРИЖАВ жерло". Это не зависит от того, в каком ракурсе мы (или кто-то) смотрит на орудия. Прижать жерло к жерлу орудия могут только одним способом - "целуясь" жерлами, т.е. будучи составлены впритык жерлами навстречу друг другу. Но так орудия никто не ставит, такими их увидеть невозможно, и этого нелепого поцелуя жерлом в жерло Маяковский явно в вимду не имел.
Маяковский имеет в виду именно то, что ты сказала - что на зрителя смотрят рядами жерла пушек (развернутых фронтом к зрителю), причем стоят сами пушки самым тесным образом. Маяковский только не сообразил, что их жерла / стволы все равно и отдаленно не будут касаться друг друга (то есть не будут друг к другу "прижаты") , как бы тесно ни были составлены пушки. Отсюда и нелепость выражения.
Проверено - "жерло" и тогда значило то же, что сейчас. А корни ошибки Маяковского, мне кажется, найти можно. Геометрическая ошибка с разворотом мне кажется как раз едва ли возможной, хотя плакаты с орудиями, стоящими рядом в профиль со стволами, выступающими непосредственно друг из-за друга (почти как профили декабристов на обложке журнала Герцена или профили Маркс-Энгельс-Ленин-Сталина на стандартном изображении), по-моему, были в Великую Отечественную, и могли бы быть и раньше
( ... )
<Действительно. "застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики". У кавалерии острот пики - оружие. Но у острот оружие - не рифма, а смысл остроты. Почему в таком случае рифмы - пики?>
Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? (с)
Смешно и странно, конечноsemen_serpent_2May 2 2013, 15:49:54 UTC
писать коммент спустя четыре года после того, как сделана запись, но всё же... В эпизоде присутствует ещё один мотив. "Дни Турбиных" во МХАТе - общепризнанная вершина театрального искусства. А Маяковский улизнул после третьего акта (видимо, как только Марков оставил его без присмотра) - так школьники, организованно приведённые на "Горе от ума" или "Ревизора", сбегают со скучного для них взрослого спектакля. Катаев через серию эпизодов выстраивает целую линию, а именно - присущего Маяковскому инфантильного непонимания искусства.
Comments 15
Reply
http://www.zastavki.com/pictures/1280x800/2008/Widescreen__005723_.jpg
а вот крокодил анфас:
http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/08/13/023.jpg
ничего похожего.
***
Кроме того, и ящерицу, и крокодила все себе представляют именно в профиль. Это можно легко проверить, просмотрев картинки на "ящерица" и "крокодил"- 90 процентов картинок в длинну, немного в три четверти (вправо-влево и/или вверх-вниз), и совсм редко - анфас.
Reply
Reply
Маяковский явно смотрит с той стороны, куда орудия (заглавия) нацелены - и с этой точки видны не стволы как таковые (как видно было бы сбоку), а именно жерла. Весь образный ряд - это орудия, направленные на читателя, готовые именно в него выстрелить.
Reply
Маяковский имеет в виду именно то, что ты сказала - что на зрителя смотрят рядами жерла пушек (развернутых фронтом к зрителю), причем стоят сами пушки самым тесным образом. Маяковский только не сообразил, что их жерла / стволы все равно и отдаленно не будут касаться друг друга (то есть не будут друг к другу "прижаты") , как бы тесно ни были составлены пушки. Отсюда и нелепость выражения.
Reply
Reply
Reply
Почему мысль из головы поэта выходит уже
вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? (с)
Reply
В эпизоде присутствует ещё один мотив. "Дни Турбиных" во МХАТе - общепризнанная вершина театрального искусства. А Маяковский улизнул после третьего акта (видимо, как только Марков оставил его без присмотра) - так школьники, организованно приведённые на "Горе от ума" или "Ревизора", сбегают со скучного для них взрослого спектакля. Катаев через серию эпизодов выстраивает целую линию, а именно - присущего Маяковскому инфантильного непонимания искусства.
Reply
Leave a comment