Катаев о Маяковском в "Трпве забвения" - 1. Для затравки.

Mar 23, 2009 18:13

Катаев о Маяковском в "Траве забвения" - 1. Для затравки. Шутка юмора ( Read more... )

Leave a comment

Comments 15

mithrilian March 23 2009, 17:28:43 UTC
Не могу согласиться. Если морду ящерицы увеличить и поставить наблюдателя "лицом к лицу" с ней, то в чем же будет отличие от крокодила? Если, конечно, пасть закрыта. :)

Reply

wyradhe March 24 2009, 00:44:23 UTC
Нет-нет, там совсем ничего общего. Вот ящерица анфас:

http://www.zastavki.com/pictures/1280x800/2008/Widescreen__005723_.jpg

а вот крокодил анфас:

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2006/08/13/023.jpg

ничего похожего.

***

Кроме того, и ящерицу, и крокодила все себе представляют именно в профиль. Это можно легко проверить, просмотрев картинки на "ящерица" и "крокодил"- 90 процентов картинок в длинну, немного в три четверти (вправо-влево и/или вверх-вниз), и совсм редко - анфас.

Reply


flor_del_rian March 23 2009, 21:37:38 UTC
Как раз хвосты этих рептилий очень похожи!

Reply


red_2 March 24 2009, 06:35:02 UTC
Насчёт жерл vs стволов - это вопрос точки зрения.
Маяковский явно смотрит с той стороны, куда орудия (заглавия) нацелены - и с этой точки видны не стволы как таковые (как видно было бы сбоку), а именно жерла. Весь образный ряд - это орудия, направленные на читателя, готовые именно в него выстрелить.

Reply

wyradhe March 24 2009, 15:20:05 UTC
Там дело в другом. УВИДЕТЬ жерла можно. Их нельзя друг к другу прижать. У него же сказано: "поэмы замерли, к жерлу ПРИЖАВ жерло". Это не зависит от того, в каком ракурсе мы (или кто-то) смотрит на орудия. Прижать жерло к жерлу орудия могут только одним способом - "целуясь" жерлами, т.е. будучи составлены впритык жерлами навстречу друг другу. Но так орудия никто не ставит, такими их увидеть невозможно, и этого нелепого поцелуя жерлом в жерло Маяковский явно в вимду не имел.

Маяковский имеет в виду именно то, что ты сказала - что на зрителя смотрят рядами жерла пушек (развернутых фронтом к зрителю), причем стоят сами пушки самым тесным образом. Маяковский только не сообразил, что их жерла / стволы все равно и отдаленно не будут касаться друг друга (то есть не будут друг к другу "прижаты") , как бы тесно ни были составлены пушки. Отсюда и нелепость выражения.

Reply

red_2 March 24 2009, 21:21:13 UTC
Угу ( ... )

Reply

wyradhe March 25 2009, 12:20:50 UTC
Проверено - "жерло" и тогда значило то же, что сейчас. А корни ошибки Маяковского, мне кажется, найти можно. Геометрическая ошибка с разворотом мне кажется как раз едва ли возможной, хотя плакаты с орудиями, стоящими рядом в профиль со стволами, выступающими непосредственно друг из-за друга (почти как профили декабристов на обложке журнала Герцена или профили Маркс-Энгельс-Ленин-Сталина на стандартном изображении), по-моему, были в Великую Отечественную, и могли бы быть и раньше ( ... )

Reply


semen_serpent October 2 2010, 18:59:39 UTC
<Действительно. "застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики". У кавалерии острот пики - оружие. Но у острот оружие - не рифма, а смысл остроты. Почему в таком случае рифмы - пики?>

Почему мысль из головы поэта выходит уже
вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? (с)

Reply


Смешно и странно, конечно semen_serpent_2 May 2 2013, 15:49:54 UTC
писать коммент спустя четыре года после того, как сделана запись, но всё же...
В эпизоде присутствует ещё один мотив. "Дни Турбиных" во МХАТе - общепризнанная вершина театрального искусства. А Маяковский улизнул после третьего акта (видимо, как только Марков оставил его без присмотра) - так школьники, организованно приведённые на "Горе от ума" или "Ревизора", сбегают со скучного для них взрослого спектакля. Катаев через серию эпизодов выстраивает целую линию, а именно - присущего Маяковскому инфантильного непонимания искусства.

Reply


Leave a comment

Up