Продолжение. Император Вэнь отменяет наказания за поношения, злоречие и осуждение в адрес императора.
(1) По законам Хань (как и Цинь) со времен основателя династии имелся состав преступления "чудовищные речи" (а также злоречие и хулительные речи) - так назывались (
Read more... )
Ну вот Август или Траян в Риме или Вэнь-ди в Китае, или Александр II и Путин в России проверили, что получится - оказалось, что ничего страшного не получится. Вообще ничего не изменится. Если подданный будет знать, что за мятеж его сгноят, а браниться можно - то он мятежа не подымет. Если подданный будет знать, что и за мятеж, и за брань его сгноят - от этого он будет более склонным к буйству в душе, а поднятие мятежа будет рассчитывать все равно применительно к тому, во что ему обойдется мятеж. Другое дело, что в своего рода нормальную пайку правителя древности и средневековья входит запрет на его поношения - это для человеческих стай естественно; но из двух обоснований этого - опасения того, что иначе будет смута, и мнения о том, что это так же причитается правителю, как повышенная роскошь или право произвольных приговоров помимо суда ад хок, - реальности отвечает только второе, а первое есть страх необоснованный, хотя и вполне искренний.
Опасен смутой в действительности только переход от жесткого порядка к мягкому - если подданные решат, что этот переход говорит о слабости власти, то вот это ощущение легко может поднять их на смуту. Но этого при Вэнь-ди не случилось: администрация хорошо работала, а сам он ни в малой степени не был Керенским или Горбачевым, - вообще-то по характеру он был человеком скорее гневным, когда было на что гневаться, просто хорошо держал себя в руках, - так что у подданных не было иллюзий на тему о том, что ежели браниться позволили, то не стоит ли наддать - тогда начальство и еще прогнется, явно же слабину дает?
Reply
Reply
Leave a comment