Человек, которому хотелось, чтобы последний царь был умён, а Ленин умер от сифилиса-6. Религиозные и политические мнения Леонида Ильича Брежнева (продолжение. предыдущее см.
http://wyradhe.livejournal.com/225129.html)
Брежнев, реформы, диссиденты.
Оговорим, что Брежнев - далеко не единственный пример, так сказать, атеиста во главе
(
Read more... )
О нет, мы в таком составе друг друга не перережем. Всего-то третий и четвертый ограбят и запустошат меня под восторженное гоготание второго, пятого и шестого.
Резать меня им не к спеху, да и резалка у них плоховатая. Вот если Платошу Лебедева к Ходорковскому добавить, то тут и порежут при надобности.
Ну, а я их в ответ не перережу, поскольку охота мне из-за такого сброда срок мотать - вдобавок к тому, чтобы быть ограбленным.
***
И ведь резали без всяких бы. Преступность 90-х - это потустороннее дело. В 1987 на территории России убили 10 тыс. чел. (возможно, чуть больше). В 1990 - 20 тыс. В 1992 - 35 тыс. В 1993-1995 - убитых по 45-50 тыс. в год, это без резни в Ингушетии, беспредела и резни в Чечне 1991-1994 и войны в Чечне. И это _без "пропавших без вести"_, то есть без не обнаруженных убитых (в том числе тех убитых, об исчезновении которых даже и не заявляли), а также без убитых найденных, но оформленных как умершие от неустановленной причины; статистика выше - это только найденные трупы люлей, официально признанных убитыми.
Число ненайденных реально убитых, числящихся в розыске как пропавшие без вести, а тем более число ненайденных реально убитых, о которых и заявлений не подавали, а тем более убитых из числа "умерших по неустановленной причине" оценить нельзя. Порядок третьего числа самого по себе оценить можно. В Москве на 10 млн. чел. число трупов с официально неустановленной причиной смерти с 1990 по 1994 г. возросло с 776 до 2966 человек.
Сколько людей в год убивали от свобод - убивали уж точно не начальники - в итоге не посчитаешь. Но что в пять раз больше, чем без свобод - вот это точно.
***
"А нам ее никто не давал"
Почему, дали. В 1988-1989 годах. Как мы - начиная с тупоумных уродцев /национальной совести Армении и Азербайджана и примкнувших к ним масс, которые со своими Крунками Карабахами и демократическим исламом немедленно начали резать друг друга, - и кончая населением РФ - своей свободой распорядились, это дело иное. Но дали, да. Кого выбирали и кого выбрали - это уж наши доблести, не Брежнева.
Reply
А серьезно, я вот этого "мы" не понимаю. Свобода орать на площадях - да, было одно время. Но экономическую (базовую - независимость) свободу получили совсем не "мы". А вместе с ней и возможность манипулировать дезориентированной массой (которая, кстати, именно при Брежневе и дошла до состояния идеального быдла - подспудно закипающего, но совершенно не понимающего своих интересов). Да и со свободой выбора тоже не все гладко было, разве не так? Кстати, подобная ситуация сейчас складывается в Северной Корее. Если власть даст слабину - рванет еще похлеще (с учетом масштаба, ессно). Ну и по-вашему, будут "мы"-корейцы виноваты - а к династии Кимов никаких претензий. Не понимаю.
Reply
Истинно так, но если бы Леониду Ильичу достались в управление граждане, напоминающие в этом отношении нас с salery, то вопроса о том, можно ли давать нам демократию и свободу образца хотя бы 1990 года, и у Леонида Ильича не возникло бы. Согласитесь, однако, что люди этой ориентации составляют в стране от силы 10-15 процентов населения.
"Но экономическую (базовую - независимость) свободу получили совсем не "мы".
Так ведь только от "нас" зависело то, кто эту свободу получит. От "нас" - в смысле "рядового населения". Если же под местоимением "мы" иметь в виду "люди, которые знают кромешную цену и Суслову, и Ходорковскому, и пр., и резать и обворовывать друг друга не стали бы", то этим "мы", конечно, свободу давать можно в несколько усеченном европейском масштабе. Но невозможно иметь две политики - одну для таких "мы", а другую - для
"дезориентированной массы". Она, кстати, не при Брежневе "дошла до состояния идеального быдла". В этом состоянии она была, как и следовало бы ожидать, в районе 1955-1960 года, когда проведи свободные выборы - на них с громом победили бы очистители социализма анабаптистского толка, "нестяжатели" от марксизма-леинизма.
Reply
У меня друзья в это время как раз работали в ментовке - опером и экспертом. Если государство бросит свои правоохранительные органы на произвол судьбы - на подножный корм, буквально - то тем самым даст свободу не вам, не мне и даже не Боре Стругацкому. Тут же из всех щелей полезет то, с чем вы почему-то хотите объединиться в "мы". Что и произошло в начале 90-х. Не понимаю.
Reply
Reply
Reply
Приуготовил ли он крах 80-х, как Николай готовил крах 17-го? С этим, оставаясь в области реальной политики, согласиться нельзя. Николай II приуготовил крах одним-единственным фактом: безвластием, отсутствием реального руководства и контроля над силовой составляющей ситуации. У него случился военный бунт в столице - и сразу выяснилось, что некому этот бунт подавлять. Имеющиеся старшие генералы не хотят ради него воевать с Петроградом, нет готовых частей, относительно которых можно было бы быть уверенным, что они на это готовы, а воли и умения вызвать других генералов и собрать другие части - нет уже и у самого царя.
Все остальное, что он делал - всего-навсего высушило порох и высекло искру невдалеке от нее. Это бывало сотни раз в сотнях стран и к катастрофам не приводило. Но вот изложенное - привело к тому, что крышка на бочке не была пригнана плотно, а на пути огня к бочке никто его не остановил. И рвануло.
Сравнить все это можно только с Горбачевым, никак не с Брежневым.
Reply
Разумеется, если бы Николай понимал, какие "процессы пойдут" сразу после его отречения, он бы не отрекся (о чем позже и говорил). Но он искренне верил в славянофильский миф о добром православном мужике-"богоносце", который будто бы является "опорой" и т.д. Брежневского страха "все друг друга порежут" у него не было. Он судил по смиренно молящимся толпам народа, которые его встречали повсюду.
В этом смысле сходства ни с одним последующим правителем нет никакого.
Reply
"А либеральные реформы он рассматривал как недопустимые с религиозной точки зрения, как ритуальное осквернение"
Да черт с ними с либеральными реформами, никому они были не нужны, кроме гг. Милюковых и социалистов.
Но он вообще не управлял. Никакого самодержавия он не осуществлял, он был декорацией при самодержавии. Самодержец - это человек, который влезает во все, администрирует, координирует фронт и тыл, при котором _в принципе невозможно_ рассогласование между Ставкой и военным министром, в принципе невозможен снарядный кризис, неожиданный для кого бы то ни было, в принципе невозможно все то, что для него было обычным правилом.
"которое воспринимало его и царицу как суеверных средневековых дикарей"
Собственно, а в чем оно ошибалось? Два мистика, которые полагали своей миссией предстояние перед Богом за страну, но не решение вопросов о снарядах.
Reply
Reply
Да, но эта часть населения сама по себе была стопроцентно бессильна. У нее не было ни оружия, ни готовности взяться за него и объединяться в ватаги. Зачем нужно было с ней считаться? Считаться нужно было только с настроениями и возможностями тех, у кого было оружие, организация и готовность все это применять в бунте. А все эти люди хотели не либеральных реформ, а хлеба и земельки. К 1917 они все были против "самодержавия", но только потому, что были уверены, что от самодержавия в этом смысле ничего никогда не получат.
Reply
Поэтому я всегда скептически относился к затее Солженицына - разобрать историю, как шахматную партию, и увидеть, на каком ходу была сделана роковая ошибка.
Вообще это усиление религиозности на российском престоле, - особенно если вспомнить Екатерину и ее двор, ни во что не верящий, - странно.
"Христианство" Победоносцева - держаться до последнего, ничего не уступать и ждать, пока революции сметут прогнивший Запад.
Reply
К февралю 1917 уже, наверное, мало какая технология помогла бы.
Но вот какая нужна чудесная технология, чтобы не допускать ни в одном месте сосредоточения многосоттысячной массы запасных при оружии, и одновременно иметь под рукой достаточные силы дееспособной военной жандармерии?
"Вообще это усиление религиозности на российском престоле, - особенно если вспомнить Екатерину и ее двор, ни во что не верящий, - странно. "
Оно усилилось на множестве престолов. Фридрих II - атеист. Все последующие - почти исключительно мистики (исключая Вильгельма I - здравомысленного крепко стоящего ногами на земле христианина, и Фридриха III - либерала). В Австрии Йозеф и Леопольд - деисты, далее все - фундаменталисты. В России Екатерина - да, деистка, но Павел, Александр I, Николай II - мистики, Николай I, Александр III - нечто среднее между Вильгельмом I и Францем=Иосифом, то есть между здравомысленным секулярным христианином и фундаменталистом, с сильным уклоном в последнее. Александр II - представитель того, что в XX веке называется либеральной гуманизирующей теологией, и только у него и голова работала на порядок лучше, чем у всех прочих, по политической части.
Это скорее неверующие государи второй половины XVIII века исключение, чем то, что было потом. Причина, вероятно, в реакции на Французскую революцию. Точно так же как папы-язычники XV - начала XVI вв. сменились папами совершенно иного склада в связи с реакцией на Реформацию.
Reply
Впрочем, извините, это уже сильно в сторону от темы.
Reply
Reply
Линкольн в Бога Библии явно верил, почему не примыкал ни к одной общине, - об этом биографы спорят. Джефферсон был христиански ориентированным деистом, т.е. ближе к Руссо, чем к Вольтеру. Впрочем, это не так важно, важно, что в те времена можно было "замять" этот вопрос.
Reply
Leave a comment