Портретов Лениных не видно,
похожих не было и нет.
Века уж дорисуют, видно,
недорисованный портрет.
Речь идет, разумеется, о портретах Елены Васильевны Курагиной, в замужестве Безуховой.
См. картинку (она большая):
С иллюстраторами ей, насколько я могу судить, не повезло. С кинематографом - повезло несколько больше. Ирина Скобцева, игравшая Элен в нашей "Войне и Мире" Бондарчука, поразительно подходит, по-моему, для Элен в своем 30 -40-летнем возрасте (рис. 2 на картинке), но
в юности (рис. 1) она, опять же по-моему, с Элен не очень вяжется. Анита Экберг, игравшая Элен в старой западной Войнеимире (рис. 3) на Элен, как ее описывает Толстой, не похожа вообще; Виоланте Плачидо, играющая Элен в новейшей западной ВиМ, возможно, похожа на Элен, причем как раз на Элен в юности, - но только там, где не похожа на саму себя (рис. 5; сравни с рис. 4, где Виоланте Плачидо на себя похожа и как раз играет Элен - всех зову в свидетели, сообразно ли сие с описаниями Толстого?!).
В 1893 Леонид Пастернак (отец поэта Пастернака) создал иллюстрацию "Кн. Василий и Элен на балу" (рис. 6, фрагмент). Князь Василий прямо как живой вышел, с заостренно-кошачьим, вернее, кошачье-лисьим профилем, а Элен вот автор явно хотел нарисовать в точности согласно Толстому, но из-за принятого им стиля и ракурса она получилась почти никакая (что, впрочем, тоже входило в авторский замысел Пастернака и должно было передавать ее бессодержательность и унутреннюю пустоту) На ужасающих картинках Андрея Николаева (1980-е) видим салон А.П.Шерер (рис.7; Элен там в зеленом сидит на диване) и объяснение Пьера с Элен (рис. 8 ) Андрей Николаев долго не думал - он взял за основу облика Элен вид Ирины Скобцевой в молодости (рис.1), но при этом почему-то наделил злополучную Элен такой базедовой болезнью, что она стала походить на противоестественный гибрид Скобцевой и известной Лягушки-Проституции, отлитой Шемякиным для композиции "Дети - жертвы пороков взрослых" (вот она -
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/89/The_children_-_victims_of_adult_vices_%28prostitution%29.jpg ; дети эту Лягушку просто обожают - видел неоднократно, мы часто гуляем в саду, где эта композиция стоит, и трудно представить себе популярность, которую эта Лягушка имеет среди детишек - благодаря, естественно, ассоциации ее с Царевной-Лягушкой, а также общей приветливости и грации). Впрочем, по сравнению с тем, как Николаев изобразил Пьера посреди его семейного счастья с Наташей (рис. 9), Элен он еще по-своему польстил. А Шмаринов, по-моему, Элен вообще не рисовал; и учитывая, как он изобразил Безухова среди французских улан (рис. 10 - просто Тарас Бульба в чистом виде, но тут уж не заплакал дебелый старый казак) и молодое поколение Ростовых (рис. 11) , оно и к лучшему.