"Почему я убежден, что погодные аномалии есть наказание Божие"

Aug 30, 2010 14:51

Почему не надо размалевывать Иосифа (с) Марк Твен, или
"Почему я убежден, что погодные аномалии есть наказание Божие"
(перепечатка из: http://pavellspb.livejournal.com/27489.html )

"В сети продолжаются баталии по вопросу, являются пожары вразумлением Божием стране или обыкновенным результатом человеческой безалаберности.

Прежде всего необходимо отметить, что одно не исключает второго. Господу не обязательно чудесным образом низводить огонь на землю, достаточно если кто-то из людей не затушит костер в лесу. Между тем, костры каждый год забывают тушить, а такой силы и площади распространения пожаров, никто не помнит. И дело тут в анормальных температурных условиях, которые уже около двух месяцев держат всю страну в напряжении. По статистике за это время в несколько раз увеличилась как естественная смертность людей, так и смертность от утопления и огня. Погибает урожай, сильнейшие ураганы уносят людские жизни. Напрашивается вопрос: что это, слепой разгул природной стихии или воля Божия, направленная на предупреждение и вразумление народа?

Мысль о том, что упоминаемые катаклизмы являются простой случайностью, скорее достойна какого-нибудь деиста, а не христианина, ибо мы знаем, что огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняют слово Его (Пс.148:7,8) и Бог образует горы, и творит ветер (Ам.4:13). А кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Иов.34:13).
Как говорит Творец: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис.45:7). Следовательно, точка зрения, списывающая все на неразумную стихию, не заслуживает пристального внимания. Гораздо более важным представляется разрешение другого вопроса. Вправе ли мы с уверенностью говорить о том, что постигшие нас природные катаклизмы являются Господним наказание и вразумление или нам их цель не может быть ведома?

Для этого стоит выяснить, как учители Церкви интерпретировали подобные события.

Вот, например, свт. Григорий Богослов в слове, произнесенном после того как град опустошил поля, говорит следующее.

Скажи: отчего такие удары и бичи? Где их основание? Следствие ли это беспорядочного и неправильного движения Вселен­ной, неуправля­емого и неразумного течения вещей, как будто нет над ними Правителя, и дело ли это случая, как думают немудрые мудрецы, слепо увлекаемые беспорядочным и темным духом? Или все с разумом и в порядке, как сначала про­изведено, прекрасно растворено, совокуплено и приведено в движение по законам, известным единому Приведшему все в движение, так и после движет­ся и изменяет­ся, управля­емое браздами Промысла? Отчего неурожаи, тлетворные ветры, град, настоящее наше поражение и вразумление? Отчего порча в воздухе, болезни, землетрясения, волнения морей и небесные явления? Как тварь, созданная в наслаждение людям, этот общий и равный для всех источник удоволь­ствий, обращает­ся в наказание нечестивых, чтобы мы тем же самым, чем были почтены и за что оказались неблагодарными, теперь вразумились и познали силу Божию в злостраданиях, когда не познали ее в благотворных действиях? <…> Что значит постигший нас удар, и отчего он? Испытание ли это добродетели или истязание за грехи? Но хотя бы и не было это наказанием, - лучше принять за наказание и смириться под крепкую руку Божию, нежели превозноситься этим, как испытанием. Научи же этому и вразуми нас, чтобы и не слишком болезнен был для нас настоящий удар и чтобы нам не презреть его, впав во глубину зол (ибо и таким недугом страждут многие), но чтобы благоразумно принять вразумление, и бесчув­с­т­вен­ностью к нему не навлечь на себя чего-либо большего.

Прежде всего следует обратить внимание, что великий богослов называет людей, которые считают стихию следствием случая, - “немудрые мудрецы, слепо увлекаемые беспорядочным и темным духом”. Это о чем я писал выше, что такая точка зрения не подобает христианину.

Далее свт. Григорий приводит две возможные причины постигших его народ несчастий: испытание добродетели или истязание за грехи , т.е. наказание. Действительно, святые отцы свидетельствуют, что причиной постигающих праведного человека скорбей бывает испытание добродетели. Как сам писал свт. Григорий в другом своем слове (сл. 18): удивительно ли, что святые подвергаются страданиям? Это нужно или для очищения даже малой нечистоты, или для испытания в добродетели и для искуса в любомудрии, или для назидания более немощных... В качестве примера можно привести праведного Иова или мучеников-христиан первых веков. Однако возможно ли говорить о целом народе-праведнике? Теоретически да, а практически… По крайней мере, я не смог вспомнить такого исторического факта. И уж в любом случае, даже если такой пример и имеется, вряд ли его можно применить в качестве аналогии к нашему народу. Если же кто-то не согласится с такой оценкой нашего духовного состояния, то и в этом случае происходящие катаклизмы он должен, по слову свт. Григория, принять за наказание.

Теперь стоит послушать другого великого Отца Церкви свт. Василия Великого.

Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией…
А голод, засухи, дожди суть общие какие-то язвы для целых городов и народов, которыми наказывается зло, преступившее меру. Посему, как врач, хотя производит в теле труды и страдания, однако же благодетелен, потому что борется с болезнию, а не с больным, так благ и Бог, Который частными наказаниями устрояет спасение целого…
Поэтому болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями.

Как видно свт. Василий допускает лишь одну причину посылаемых Богом скорбей всей стране - исцеление всенародных пороков. При этом он, как и свт. Григорий, считает, что все случающиеся с нами неприятности происходят по воле Божией.

Таким образом, единственный вывод, который я могу сделать, таков: попущенные нашей стране природные аномалии происходят по воле Божией, с целью вразумления народа и его исправления. "

Previous post Next post
Up