История о Набокове и 1919 годе

Jul 19, 2010 18:00

ВВН, как известно, чрезвычайно ненавидел фрейдистов. По чистому совпадению ли эта ненависть дополняла тот несомненный факт, что его-то самого по фрейдистской методике с возведением всего на свете к "комплексам" действительно можно было во многом щелкать, как орешек ( Read more... )

Leave a comment

Comments 20

да, выходит некрасиво он товарища "приложил" maxbaer July 19 2010, 14:32:31 UTC
может быть "один на пулемет" и глупость с практической точки зрения, но на войне рамки несколько сдвигаются, и такой "дурак" вполне может дать своим перевес, то есть оказаться именно что "героем".

Reply


urukhaj July 19 2010, 14:37:14 UTC
М.б., Вы и правы. Такая тема вообще в литературе существует (ср. хотя бы Твардовского: "Но всё же, всё же, всё же...").

Причём тут Пнин, правда, не понял.

Reply

wyradhe July 19 2010, 14:39:54 UTC
Там Пнин противопоставлен "авторскому персонажу" - самому Набокову - как лучший худшему; и при этом Пнину (совершенно без всякой сюжетной надобности) автор дал участие в белой борьбе на Юге России той самой крымской весной.

Reply

urukhaj July 19 2010, 14:55:59 UTC
Т.е. Пнин как бы проще, но "чище"?

Reply

wyradhe July 19 2010, 14:59:29 UTC
Он даже и не проще в смысле глубины личности - он просто более целен. Ну вот так же, как для Достоевского кн. Мышкин, конечно, не проще Настасьи Филипповны, или Ставрогина, или старших братьев Карамазовых.

Reply


zuuuk July 19 2010, 14:39:52 UTC
Затем мотив неудавшегося героя сменит мотив короля в изгнании и все будет в порядке... Очень хороший пост-замечание, спасибо.

Reply


halina July 19 2010, 14:50:53 UTC
Это оказывается очень в тему "пуэров", цитаты о которых я сейчас печатаю в ЖЖ. Два "подростка", один ушел дальше в героике, сделал ее активным действием и погиб, другой - остался в идеях и мечтах (более инфантильно будто бы), но ему удалось выжить - и созреть как личности.

Reply

видите ли ВОЙНА это не время maxbaer July 19 2010, 15:00:11 UTC
когда если считаешь, что ты ДОЛЖЕН СРАЖАТЬСЯ НА ОДНОЙ ИЗ СТОРОН, можно уклоняться от этого с такими хитрыми объяснениями.
то есть позицию "да ну вас к чертовой бабушке с вашими войнами, героикой и свершениями, не верю я во все это, мне бы шкуру спасти" я пойму и приму, она достойна уважения.
а вот "я считаю, что надо было драться на стороне Икс, но - идти геройствовать это как-то инфантильно" - это, извиняюсь, ахинея.
вот "за жизнь свою молодую убоялся" - нет.
а "что б не оскоромиться пошлостью геройствования" это какой-то очень уж своеобычный вывих сознания, призванный объяснить именно пункт про жизнь молодую.

Reply

wyradhe July 19 2010, 15:01:32 UTC
Наверное, так (с поправкой на то, что это Траубенберг не созрел как личность только под пером Набокова, - это набоковский Траубенберг не созрел; сомневаться в зрелости реального Тр. оснований нет - мы ничего об этом не знаем).

Reply


hermeneuma July 19 2010, 14:53:45 UTC
Пожалуй. Только непосредственная эмоциональная вовлечённость в описываемое событие (от "Пямяти друга" до "Пнина") обеспечивала качество прозы: не зря Вы выделили две крайности (в "Бритве" и "Лолите"). Воспоминание о Юрии Рауше питало неспокойное отношение к белому движению в искусстве, а дела совести Набоков оставлял для себя. О героизме романтического толка (майнридовщине) написан "Подвиг", и его тоже можно считать попыткой сублимировать потребность в значительном деянии по отношению к родине до творчества ( ... )

Reply

wyradhe July 19 2010, 14:57:11 UTC
Спасибо. Совершенно согласен по всем пунктам

Reply


Leave a comment

Up