Бедный, бедный Джонни-3

Jul 16, 2010 16:30


Эх, Толкиену бы с Юнгером переписываться. Чистая вышла бы переписка из двух углов Иванова - Гершензона. Уж очень Толкиен скорбел о том, что с победой США и союзников в мире воцарятся бездуховное потребительство, космополитизм и пр. и пр. - настолько скорбел, что считал, что и в случае победы Гитлера было бы не хуже, тем более, что зверства нацистов ( Read more... )

Leave a comment

urukhaj July 16 2010, 13:13:13 UTC
Я совсем не фанат Толкиена (вопреки юзерпику, я даже большей части его довольно скучных сочинений даже не читал, а фильм "Властелин колец" мне нравится куда больше литературного оригинала). Но изучать мировоззрение человека надо не по личным письмам, тем более таким, где присутствует явный иронический контекст, а по публичным заявлениям. В них Толкиен всегда чётко и однозначно осуждал нацизм.

Что касается "сталинских сказок", то это во многом правда. Немало т.н. "фашистских зверств" было совершено в реальности советскими (да та же Катынь, например). Что, разумеется, не отменяет.

Reply

wyradhe July 16 2010, 14:00:58 UTC
Наоборот: в своих публичных заявлениях Толкиен был весьма скован необходимостью считаться со средой. _Зверства_ нацизма он действительно осуждал, как и Юнгер; а вот антикомфортабельный, "антиобывательский", антиперсоналистский, антигедонистический и "антикосмополитический" дух в нём - его, так сказать, леонтьевщину, как метко сказано выше (вспоминается Муссолини: "В чем в двух словах суть фашизма? Мы против удобной жизни"), - не осуждал вовсе, а приветствовал. Он считал нацизм снижением, вульгаризацией и извращением этого высокого духа - именно из-за нацистских зверств ( ... )

Reply

urukhaj July 16 2010, 14:42:03 UTC
Антиобывательский дух - это совсем не криминал. "Общество потребления", знаете ли, много кто критиковал.

Гитлера он осуждал вполне решительно и однозначно и считал его виновным в дискредитации "северного духа". А то, что ему нравился "северный дух" - немного смешно, но опять же совсем не криминально. Мало ли кому какие утопии нравятся.

Совок он не любил, наверное, больше, но это тоже дело вкуса, кому какое дерьмо меньше нравится. Толкиен был "правым" и поэтому больше ненавидел левый тоталитаризм (притом, что правый тоже резко осуждал). Ну что же, имел на это полное право.

Reply

wyradhe July 16 2010, 18:35:55 UTC
А я его и не обвиняю ни в каком "криминале ( ... )

Reply

urukhaj July 16 2010, 18:59:43 UTC
Совсем не обязательно. Одно дело - общая теория, другое - конкретная политика. Тот же Леонтьев (я его не особенно люблю, но дело не в этом), в своей практической деятельности был, скорее, прагматиком. Тот же Толкиен, в отличие, например, от Гамсуна, в реальности (а не в полуиронических вырванных из контекста цитатах) выбрал в реальности то, что было для него меньшим злом. Ну так и Черчилль говорил, что демократия - это самый плохой строй, но все остальные ещё хуже ( ... )

Reply

nell_2 July 16 2010, 14:57:30 UTC
>>>а вот антикомфортабельный, "антиобывательский", антиперсоналистский, антигедонистический и "антикосмополитический" дух в нём - его, так сказать, леонтьевщину, как метко сказано выше (вспоминается Муссолини: "В чем в двух словах суть фашизма? Мы против удобной жизни"), >>>

Да Вы шутитите - воспеватель хоббитов и их удобной комфортабельной жизни- антигедонист? Вот уж где гимн обывательщине. И герои у него Бильбо, Фродо, Сэм - самые что ни на есть типичные обыватели.
Антикосмополитизм или то что ныне называется словечком "антиглобализм" - вполне себе.
И если не ошибаюсь, сыновья Толкиена воевали с Гитлером?

Reply

wyradhe July 16 2010, 15:03:37 UTC
А хоббитов в качестве упертых "чистых монотеистов" Вы представить себе можете? А между тем Толкиен их такими заявил. А то, что для них введение лесопилок = Падение - это вписывается в их облик?
А сочинение Маяковского про ванную (в рубаху чистую влазь!) мешает антигедонистичности концепции Маяковского?

Я не шучу. А если вы прочтете письма Толкиена, то и Вам не до шуток будет.

Reply

nell_2 July 16 2010, 15:34:30 UTC
Если судить по приведенному письму, то там именно что антиглобализм.

Представить себе, что воспеватель хоббитов, которые есть обыватели в квадрате имеет нечто против удобства и комфорта мне трудно. Достаточно почитать тамошние описания мирных хоббитских пирушек, чаепитий, удобных нор и вспомнить зссе про трубочное зелье.
И Маяковский здесь не аргумент - кроме этого одного стиха у М. есть много чего другого. А есть ли у Толкина хоть где выступления против мещанства, чтобы он мог подписаться под "Мы против удобной жизни"?

Да и аллюзии на Саурона -Гитлера -Сталина не выбросишь. Как и на Вторую мировую как войну Запада с беспримесным злом.

Reply

wyradhe July 16 2010, 18:41:20 UTC
Вы читали его филиппики против машин и техники?
Много удобства и комфорта в мире могло бы быть без них?
Вы в цитированном мной письме читали, ЧЕМ ИМЕННО он недоволен в "глобализме"? Феминизмом, гигиеной, поточным производством - то есть именно распространением комфорта.

А так да, все они, конечно, за комфорт - только такой, чтоб не превосходил комфорта средневекового свободного крестьянина. (У хоббитов - именно такой "комфорт"). Всё сверх того - недушеполезно. Это и Толстой за такой "комфорт".

Вы видели по его худ. текстам, как он относится к самой мысли о том, что люди, сволочи, хотят прожить подольше да послаще, вместо того чтобы думать о том, как прожить в бОльшем соответствии воле Господа?

Его письма лежат в сети на Либрусеке. Его трактаты лежат в сети в самыхъ разных местах. Все это - источник очень яркий.

Reply

nell_2 July 16 2010, 22:02:30 UTC
Тексты художественные читала, а письма только некоторые, по случаю.

Антитехницист да. Сторонник консервативного уклада. Нечто подобное ныне представлено амишами - вполне себе неплохо живут люди.
Но по любому, ярлыка "антиобыватель", отрицатель комфорта, "антигедонист" не заслуживает, и с Юнгом сходства практически не имеет. Простые житейские радости и комфорт он ценит и воспевает.
Его идеал представлен - Хоббитания, это не идеал нацистов и Леонтьева. К тому же как раз нацисты технический прогресс более чеи ценили и его плодами активно пользовались.

И письмо не документ, точно отражающий взгляды во всей полноте, оно полушуточное и домашнее.Но я тут не компетентна, потому что это надо знакомиться со всеми письмами и публицистикой, да еще и с воспоминаниями друзей и родных, чтобы оценить более точно взгляды писателя и какой вес имеет при этом определенные высказывания, да под влиянием каких обстоятельств сделанные.

Reply

nell_2 July 16 2010, 22:36:49 UTC
Юнгером, извиняюсь.

Reply

wyradhe July 17 2010, 16:07:07 UTC
"Его идеал представлен - Хоббитания, это не идеал нацистов и Леонтьева".

Это не идеал. Это _детский сад_. Хоббиты - не люди. Идеал его - это королевство Арагорна и Нуменор эпохи расцвета. И чем бы они не устроили Леонтьева?

Далее, Юнгер - не нацист, и осуждает нацизм с тех же позиций, что Толкиен. Правда, Юнгер за машинную цивилизацию - но только не для того, чтоб она работала на комфорт (как раз этого он не хочет), а для безличного пафоса созидания.

"Нечто подобное ныне представлено амишами - вполне себе неплохо живут люди."

Да - пользуясь плодами того, что другие люди все-таки поддерживают техническую цивилизацию. Но дело даже не в этом, а в том, что Толкиен против технической цивилизации и для тех, кто ее _хочет_, и осуждает их за то, что они ее завели. Все это никак иначе как враждой к роду человеческому назвать нельзя.

"оно полушуточное и домашнее".

Очень серьезное и ожесточенное письмо сыну в армию. В нем есть ирония и сарказм, но нет "шуточно-домашнего".

Reply

nell_2 July 19 2010, 18:10:22 UTC
И Нуменор и Арагорн относятся ко временяам легендарным. Хоббитания это вполне реальный и современный автору Линкольншир, о чем Толкиен однозначно высказывался. Сэм и вовсе имел прототипа. Так что Хоббитаня с ее жителями много ближе к текущей реальности, чем легендарный Нуменор - Атлантида.
Свифт тоже для выражения своих взглядов на правильное гос. устройство прекрасно использовал великанов и лошадей.

В письме же используются элементы пародии и гаперболы, поэтому вычитывать, что вот Толкиен за изничтожение феминизма и гигиены, можно примерно с тем же основанием, что он реально собирается "решительно и бесповоротно перейти на древнемерсийский". Частное письмо это не программный документ.

Reply

nell_2 July 16 2010, 16:14:02 UTC
Да, и почему это вера в бога не может сочетаться с мещанским счастьем.

Reply

wyradhe July 16 2010, 18:56:14 UTC
Смотря какая вера и в какого бога.
Если речь идет о вере Толкиена и о боге Толкиена - то об этом мне все равно не сказать лучше Августина, "Не любите мира"

http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=teol;action=display;num=1064925541

А также его же Слово о разорении города Рима
http://ancientrome.ru/antlitr/augustinus/de-excidio-f.htm

или - это совсем мелко по сравнению с Августином, но дух тот же -
Апокалипсис мелкого греха Шаховского.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannsh/smallsin/10.html

Представляю себе дискуссию между Шаховским и Толкиеном на тему о том, грех ли курить, или оно Богоугодно. Если еще и Гэндальфа привлечь - то потрясающая беседа вышла бы.

Reply

el_d July 16 2010, 18:59:05 UTC
На Гэндальфе, увы, дискуссия закончится. Он ангел. Не отпавший. И Волю на сей предмет знает точно. :)

С уважением,
Антрекот

Reply


Leave a comment

Up