Эх, Толкиену бы с Юнгером переписываться. Чистая вышла бы переписка из двух углов Иванова - Гершензона. Уж очень Толкиен скорбел о том, что с победой США и союзников в мире воцарятся бездуховное потребительство, космополитизм и пр. и пр. - настолько скорбел, что считал, что и в случае победы Гитлера было бы не хуже, тем более, что зверства нацистов
(
Read more... )
Что касается "сталинских сказок", то это во многом правда. Немало т.н. "фашистских зверств" было совершено в реальности советскими (да та же Катынь, например). Что, разумеется, не отменяет.
Reply
Reply
Гитлера он осуждал вполне решительно и однозначно и считал его виновным в дискредитации "северного духа". А то, что ему нравился "северный дух" - немного смешно, но опять же совсем не криминально. Мало ли кому какие утопии нравятся.
Совок он не любил, наверное, больше, но это тоже дело вкуса, кому какое дерьмо меньше нравится. Толкиен был "правым" и поэтому больше ненавидел левый тоталитаризм (притом, что правый тоже резко осуждал). Ну что же, имел на это полное право.
Reply
Reply
Reply
Да Вы шутитите - воспеватель хоббитов и их удобной комфортабельной жизни- антигедонист? Вот уж где гимн обывательщине. И герои у него Бильбо, Фродо, Сэм - самые что ни на есть типичные обыватели.
Антикосмополитизм или то что ныне называется словечком "антиглобализм" - вполне себе.
И если не ошибаюсь, сыновья Толкиена воевали с Гитлером?
Reply
А сочинение Маяковского про ванную (в рубаху чистую влазь!) мешает антигедонистичности концепции Маяковского?
Я не шучу. А если вы прочтете письма Толкиена, то и Вам не до шуток будет.
Reply
Представить себе, что воспеватель хоббитов, которые есть обыватели в квадрате имеет нечто против удобства и комфорта мне трудно. Достаточно почитать тамошние описания мирных хоббитских пирушек, чаепитий, удобных нор и вспомнить зссе про трубочное зелье.
И Маяковский здесь не аргумент - кроме этого одного стиха у М. есть много чего другого. А есть ли у Толкина хоть где выступления против мещанства, чтобы он мог подписаться под "Мы против удобной жизни"?
Да и аллюзии на Саурона -Гитлера -Сталина не выбросишь. Как и на Вторую мировую как войну Запада с беспримесным злом.
Reply
Много удобства и комфорта в мире могло бы быть без них?
Вы в цитированном мной письме читали, ЧЕМ ИМЕННО он недоволен в "глобализме"? Феминизмом, гигиеной, поточным производством - то есть именно распространением комфорта.
А так да, все они, конечно, за комфорт - только такой, чтоб не превосходил комфорта средневекового свободного крестьянина. (У хоббитов - именно такой "комфорт"). Всё сверх того - недушеполезно. Это и Толстой за такой "комфорт".
Вы видели по его худ. текстам, как он относится к самой мысли о том, что люди, сволочи, хотят прожить подольше да послаще, вместо того чтобы думать о том, как прожить в бОльшем соответствии воле Господа?
Его письма лежат в сети на Либрусеке. Его трактаты лежат в сети в самыхъ разных местах. Все это - источник очень яркий.
Reply
Антитехницист да. Сторонник консервативного уклада. Нечто подобное ныне представлено амишами - вполне себе неплохо живут люди.
Но по любому, ярлыка "антиобыватель", отрицатель комфорта, "антигедонист" не заслуживает, и с Юнгом сходства практически не имеет. Простые житейские радости и комфорт он ценит и воспевает.
Его идеал представлен - Хоббитания, это не идеал нацистов и Леонтьева. К тому же как раз нацисты технический прогресс более чеи ценили и его плодами активно пользовались.
И письмо не документ, точно отражающий взгляды во всей полноте, оно полушуточное и домашнее.Но я тут не компетентна, потому что это надо знакомиться со всеми письмами и публицистикой, да еще и с воспоминаниями друзей и родных, чтобы оценить более точно взгляды писателя и какой вес имеет при этом определенные высказывания, да под влиянием каких обстоятельств сделанные.
Reply
Reply
Это не идеал. Это _детский сад_. Хоббиты - не люди. Идеал его - это королевство Арагорна и Нуменор эпохи расцвета. И чем бы они не устроили Леонтьева?
Далее, Юнгер - не нацист, и осуждает нацизм с тех же позиций, что Толкиен. Правда, Юнгер за машинную цивилизацию - но только не для того, чтоб она работала на комфорт (как раз этого он не хочет), а для безличного пафоса созидания.
"Нечто подобное ныне представлено амишами - вполне себе неплохо живут люди."
Да - пользуясь плодами того, что другие люди все-таки поддерживают техническую цивилизацию. Но дело даже не в этом, а в том, что Толкиен против технической цивилизации и для тех, кто ее _хочет_, и осуждает их за то, что они ее завели. Все это никак иначе как враждой к роду человеческому назвать нельзя.
"оно полушуточное и домашнее".
Очень серьезное и ожесточенное письмо сыну в армию. В нем есть ирония и сарказм, но нет "шуточно-домашнего".
Reply
Свифт тоже для выражения своих взглядов на правильное гос. устройство прекрасно использовал великанов и лошадей.
В письме же используются элементы пародии и гаперболы, поэтому вычитывать, что вот Толкиен за изничтожение феминизма и гигиены, можно примерно с тем же основанием, что он реально собирается "решительно и бесповоротно перейти на древнемерсийский". Частное письмо это не программный документ.
Reply
Reply
Если речь идет о вере Толкиена и о боге Толкиена - то об этом мне все равно не сказать лучше Августина, "Не любите мира"
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=teol;action=display;num=1064925541
А также его же Слово о разорении города Рима
http://ancientrome.ru/antlitr/augustinus/de-excidio-f.htm
или - это совсем мелко по сравнению с Августином, но дух тот же -
Апокалипсис мелкого греха Шаховского.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ioannsh/smallsin/10.html
Представляю себе дискуссию между Шаховским и Толкиеном на тему о том, грех ли курить, или оно Богоугодно. Если еще и Гэндальфа привлечь - то потрясающая беседа вышла бы.
Reply
С уважением,
Антрекот
Reply
Leave a comment