Бедный, бедный Джонни-3

Jul 16, 2010 16:30


Эх, Толкиену бы с Юнгером переписываться. Чистая вышла бы переписка из двух углов Иванова - Гершензона. Уж очень Толкиен скорбел о том, что с победой США и союзников в мире воцарятся бездуховное потребительство, космополитизм и пр. и пр. - настолько скорбел, что считал, что и в случае победы Гитлера было бы не хуже, тем более, что зверства нацистов ( Read more... )

Leave a comment

Comments 218

sergeyr July 16 2010, 12:41:28 UTC
Жесть.

Reply

nikolamsu July 16 2010, 14:02:30 UTC
Причем гениально прозорливая жесть :-)
Редко встретишь такую "ужасную глупость" в идеалах в комплекте с таким мудрым и глубоким пониманием мира, как в этом письме.

Reply


serjio_zeider July 16 2010, 13:01:22 UTC
Да, жаль старик до сегодня не дожил...

Reply

wyradhe July 16 2010, 14:13:02 UTC
Это негуманно)))

Reply


lapadom July 16 2010, 13:02:18 UTC
ну, нам легко, конечно судить почти 50 лет спустя...тогда все представлялось иначе... но все равно - эта фантастическая близорукость великого человека настораживает

Reply

alexakarpov July 16 2010, 13:45:45 UTC
почему же это близорукость? да, Гитлера неправильно оценил немножко, но в остальном - совершенный К. Леонтьев, я его дико зауважал еще больше

Reply

wyradhe July 16 2010, 13:52:06 UTC
Вот совершенно верно сказано выше - Леонтьев без всякой перемены. Это не близорукость - это вполне зоркое зрение, только пейзажи человек хочет видеть вполне определенные.

Если у тебя есть враг, то это вовсе не обязательно значит, что он просто ошибается касательно правильных путей к вашим общим целям (или это ты ошибаешься), и вражда у вас ит-за этого. Гораздо чаще и ты, и он пути оцениваете совершенно правильно, просто вы враги / антагонисты по целям и устремлениям.

Reply

alexakarpov July 16 2010, 14:15:14 UTC
Именно так. Я ссылку на Леонтьева дал потому как раз, что у него лучше видно общий контекст, чем у Толкиена - то есть будет трудно считать, что это "близорукость". Понятно, ссылка не для вас (Вы-то в курсе), а для читателя.

Reply


urukhaj July 16 2010, 13:13:13 UTC
Я совсем не фанат Толкиена (вопреки юзерпику, я даже большей части его довольно скучных сочинений даже не читал, а фильм "Властелин колец" мне нравится куда больше литературного оригинала). Но изучать мировоззрение человека надо не по личным письмам, тем более таким, где присутствует явный иронический контекст, а по публичным заявлениям. В них Толкиен всегда чётко и однозначно осуждал нацизм.

Что касается "сталинских сказок", то это во многом правда. Немало т.н. "фашистских зверств" было совершено в реальности советскими (да та же Катынь, например). Что, разумеется, не отменяет.

Reply

wyradhe July 16 2010, 14:00:58 UTC
Наоборот: в своих публичных заявлениях Толкиен был весьма скован необходимостью считаться со средой. _Зверства_ нацизма он действительно осуждал, как и Юнгер; а вот антикомфортабельный, "антиобывательский", антиперсоналистский, антигедонистический и "антикосмополитический" дух в нём - его, так сказать, леонтьевщину, как метко сказано выше (вспоминается Муссолини: "В чем в двух словах суть фашизма? Мы против удобной жизни"), - не осуждал вовсе, а приветствовал. Он считал нацизм снижением, вульгаризацией и извращением этого высокого духа - именно из-за нацистских зверств ( ... )

Reply

urukhaj July 16 2010, 14:42:03 UTC
Антиобывательский дух - это совсем не криминал. "Общество потребления", знаете ли, много кто критиковал.

Гитлера он осуждал вполне решительно и однозначно и считал его виновным в дискредитации "северного духа". А то, что ему нравился "северный дух" - немного смешно, но опять же совсем не криминально. Мало ли кому какие утопии нравятся.

Совок он не любил, наверное, больше, но это тоже дело вкуса, кому какое дерьмо меньше нравится. Толкиен был "правым" и поэтому больше ненавидел левый тоталитаризм (притом, что правый тоже резко осуждал). Ну что же, имел на это полное право.

Reply

wyradhe July 16 2010, 18:35:55 UTC
А я его и не обвиняю ни в каком "криминале ( ... )

Reply


alexakarpov July 16 2010, 13:53:16 UTC
почти слово в слово:
http://www.lib.ru/FILOSOF/LEONTIEV_K/s_evropeec.txt

Reply

wyradhe July 16 2010, 14:08:02 UTC
Да, именно.

«Не ужасно ли и не обидно ли было думать, что Моисей входил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего прошлого величия? ...Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки!»

Лонтьеву и ужасно - но с этим ему ничего не поделать.

Reply

alexakarpov July 16 2010, 14:11:25 UTC
Да - "история нас рассудит", тот самый случай :)

Reply

wyradhe July 16 2010, 14:12:19 UTC
Это в: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С. 373 = ПСС в 12 тт. (М., 2000), т. 8, ч.1. С. 90

Reply


Leave a comment

Up