...умные и дураки.
Ну, с дураков чего взять? Этих только на пинках можно гнать в светлое будущее. Удовольствие это ниже среднего. Приличные люди этими обязанностями манкируют, отдавая на откуп проходимцам. Поэтому дураки под радостное улюлюканье бегут в пропасть.
Проблема умных в том, что они предпочитают жить в фентезийном мире. Вот здесь Роберт Ибатуллин (который "Роза и червь")
взялся препарировать белую идею. Оказывается она имеет разный базис:
Все мы любим дореволюционную Россию, но любим в ней разное. Мы, "бело-сине-красные", в основном равнодушны к монархии, церковности и золотым эполетам, но уважаем земства, независимый суд, влиятельную частную прессу, невообразимую по нынешним временам свободу предпринимательства, расцвет авангардного искусства, свободную продажу оружия, золотой рубль, кафешантаны и легальные бордели - короче, именно то, что "чёрно-жёлто-белые" презирают, считают семенами упадка и будущей гибели. Также все мы ненавидим красных, но опять же за разное. Они действительно не могут простить им убитого прошлого. А мы - убитого будущего. Нормального в нашем понимании, европейского демократического капиталистического будущего.
Разное у нас отношение и к Белому движению периода гражданской войны. Отношение монархистов - в лучшем случае прохладное. Белогвардейцы для них - "февралисты", либералы и чуть ли не изменники. Для нас же, "бело-сине-красных", белогвардейские государственные образования - ровно то что надо: продолжение старой России, но без груза лишней архаики. Или, точнее, неразвивщийся зародыш того что надо. Прообраз той России, в которой мы хотели бы жить - не допетровская "Москва златоглавая", а деникинский Екатеринодар и врангелевский Крым.
В чём прикол-то? Если первых белогвардейцев ещё можно назвать "февралистами", то из "Ледяного похода" они вернулись консерваторами. У "добровольцев" перелом наступил, когда Деникин дал ответственный пост Врангелю - во-первых, открытому монархисту; во-вторых, не "первопоходнику", а завершилось всё, пожалуй, расстрелом членов КОМУЧа на берегу Иртыша в декабре 1918 года. После этого белые, собственно, и стали ассоциироваться у остального населения с дореволюционным периодом. Что позволило большевикам окончательно подмять все революционные силы под себя. Ибо до этого не менее мощные удары им наносили деятели из соперничающих революционных партий (см. Комуч, Ярославское, Рыбниковское и Ижевско-воткинское ввосстания). После чего восторжествовала красно-белая дихотомия, к которой мы привыкли.
Собственно, говорить после этого о "европейском демократическом капиталистическом будущем" я не вижу причин. Разорённую гражданской войной и задавленной долгами страну при победе белых ждал только фашизм для бедных. С чем, кстати, собеседник согласился. При этом надо понимать, что фашизм-фашизму рознь. Те страны, которые были индустриально развитые (или получили толчёк в дальнейшем, как финны, в рамках удачной конъюктуры), построить развитые демократии смогли. Те, кто был беден - так в нищебродстве после фашистского периода и остался (типа, всяких Румыний и Латинских Америк). Ну, это понятно - экономический базис рулит.
Остаёт вопрос: смогли бы русские фашисты в межвоенный период (а та или иная вариация ВМВ всё равно бы прокатилась) поднять экономику страны? Кто из фашистских стран сделал индустриальный рывок из крестьянской архаики? Да, никто. Рывок сделали только те, кто и до этого имел и так мощную индустрию. А остальные в лучшем случае на некоторое время стабилизировали свои экономики за счёт условной фашистской "плановой" экономики. Почему Россия здесь должна быть исключением я не представляю.
Ну, а куды нас поведёт с началом второго акта марлезонского балета Мировой войны - широкий простор для фантазий. С одной стороны, русских фашистов потянет на союз с себе подобными - считай с Германией (хотя не известно придёт ли там к власти Адик в своём радикальном формате), с другой, экономика будет находиться под контролем Антанты (понятное дело, кто владеет долгом - тот "барышню" и танцует). Плюс к этому неразрешённые социальные противоречия, загнанные фашистами в бедной стране под шконку, но не утратившие своей актуальности. Короче, здесь попахивает вторым раундом гражданской войны а-ля Испания 30-х. Только с приставкой "северная".
В общем, ну, никак я не вижу беспроблемного будущего после условной победы белых. Горя-то мы хапнем изрядно, а вот сможем ли совершить индустриальный рывок - сказать затруднительно. Тем более, политика нынешних "белых", превративших страну в сырьевой придаток, как бы отвечает на этот вопрос отрицательно.
Ну, и, конечно, люто доставило, что интеллегенция, мечтающая о "европейском демократическом капиталистическом будущем", быстро согласилась на фашизм в рамках европейского пути развития. Чтоб для белых господ - свободу предпринимательства, расцвет авангардного искусства, свободную продажу оружия, золотой рубль, кафешантаны и легальные бордели, а для быдла место в стойле. Проблема только в одном - количество мест для белых людей в любой экономике латиноамериканского типа незначительно и вся интеллегенция в этот список не помещается. Раньше интеллегенция после этого левела, нынешняя мечтает о правильном фашизме - чтоб на демократию походил.
Собственно, поигравшись со всеми вариантами развития, я пришёл к выводу, что красный путь, при всей его сложности, наиболее адекватный. Проблема здесь в том, что современные красные это те же самые эльфы запредельного уровня. И что с этим эльфизмом делать - я не знаю.
Как-то так.