Вместо рецензии: А.Шубин "1918 год. Революция кровью омытая".

Sep 19, 2020 22:47


Большевики сделали всё, чтобы проиграть в гражданской войне.
Но их оппоненты изловчились и сделали всё, чтобы большевики выиграли.
Краткая аннотация книги.

1918 год не знаменитый. Красные его не любят, потому что гордиться особо нечем. Восстания, перевороты, сжимающая удавка фронтов. Белые не любят, потому что главными действующими лицами оказываются или интервенты, начиная со Второго Рейха до вполне себе демократических чехословаков, либо мутные социалисты, которые то здесь, то там поднимают восстания. По большей части неудачные, а, подчас, и откусывающие у Советской России значительные куски (см. Комуч). Собственно, классические белые начали этот год с практически с камерного выступления - Ледяного похода, а более массовое казачество предавалось разнузданному сепаратизму.

Это в следующем году многочисленные армии оппонентов вцепятся в друг друга в решительной схватке, последует череда головокружительных наступлений и отступлений. Содрогнуться устои усталого государства. Ну, а пока надежда на новый демократический мир сменяется всполохом широкомасштабного насилия.

1918 год - короткий. С точки зрения логики событий. До весны 1918 года продолжался условный октябрь 1917-го, а потом понеслось, но уже в конце года сформировался обновлённый состав действующих лиц, которые и будут главными действующими участниками последующей зарубы. Впрочем, и старые игроки существенно изменились. Если в начале года большевики опирались на стихийную демократию, то в конце - это сторого-иерархические структуры, чьей основной задачей стала победа в текущей гражданской войне.

Собственно, именно это, если не мгновенное, то очень быстрое преображение партии Ленина и привело её не только к победе в гражданской замятне, но формированию той специфической сути будущего СССР, которой мы знаем по последующей истории, и которой не было в изначально демократическом проекте революции.

Итак, что, собственно, случилось? С одной стороны, у сторонников советской власти всё было хорошо. Большинство населения страны либо поддерживало, либо не возражало супротив советской власти, а немногочисленные противники были легко и уверено разгромлены сборной солянкой добровольческих отрядов. С другой стороны, неожиданно выяснилось, что радикальный социализм строиться сам по себе почему-то не собирался. А ведь именно для этой цели большевики разогнали Учредительное собрание и посрались с другими революционными партиями, где как раз хватало специалистов для перезапуска экономики (но не в рамках радикальных экономических реформ).

Более того выяснилось, что добровольные отряды хороши для разгона таких же, но ещё менее многочисленных добровольцев из Бывших, а вот супротив классической армии - они пасуют. Наглядное подтверждение того, что Порядок всегда бьёт Хаос. Ну, коллапс экономики привёл к тому, что Холодильник Пустой Желудок начал побеждать Телевизор популистские Лозунги. Понеслась череда восстаний, где первой скрипкой выступили революционные партии. От бывших союзников - левых эсеров до представителей Учредительного собрания. На всё это наложился первый этап интервенции (от 2-го Рейха до чехословаков), который поставил власть большевиков на край пропасти. Вплоть до того, что именно в этот момент у их оппонентов сложилось впечатление, что немецкие наймиты опасные радиклы во власти до конца года не продержутся. Что вселяло надежду и служило мотивацией для активных действий: от обыденного саботажа до открытого восстания.

Ну, а по мере того, как в этих бесплодных восстаниях выхолащивались силы революционной демократии (в то время как правые копили силы на периферии бывшей империи), в центре игры по итогу сформировались две крайние силы: радикальные революционеры в лице большевиков и классические белые - носители консервативных ценностей и устоев. И всему широкому спектру остальных социальных сил нужно было определиться - на кого делать ставку.

Собственно, и гений Ленина проявился именно в этой бурлящей обстановке. Он не просто занимался радикальными переменами - он перекраивал всю суть государственного устройства, оставляясь перед своими соратниками простой выбор: Победа или Смерть. Собственно, череда обдуманных и не очень решений в течении 1918 года привела к тому, что сформировавшийся вокруг Ленина и партии большевиков пул активного населения встал перед фактом, что если хочешь выжить - должен пройти "путём Моисея". Только теперь в поход отправлялись не жалкие тысячи добровольцев "Ледяного похода" и даже не десятки "Железного потока", а целая страна. Чтобы в огне испытания очиститься от наносной шелухи, выдавить из себя шлак, превратившись в обновлённую и крепкую стальную конструкцию.

Собственно, и многие решения Ильича казавшиеся современникам (и однопартийцам) безумными приводили к одной конкретной цели - сформировать новую социально-экономическую сущность. И в этом плане стратегия: "чем хуже - тем лучше" - была вполне рабочая, так как подводила сторонников социалистического пути к необходимости быстрого и необратимого катарсиса. Понимал ли Ленин - куда ведёт его стратегия, действовал размеренно или интуитивно - мне пока сказать сложно. Но факт остаётся фактом - он сумел пройти сам и провести партию по тонкому лезвию бритвы - за что закономерно вошёл в исторические анналы - как гений власти.

Его стратегия имела массу последствий. Начиная от того, что на политической карте мира появилась новая формация, которая сыграет существенную роль в истории 20 века. До того, что социализм после этого больше соотносился с ГУЛАГом, чем с демократией, не смотря на изначально демократические истоки обеих русских революций. И, конечно, остаётся вопрос: а на сколько это было оправдано? Был ли у России шанс демократического пути развития? Насколько была вероятность того, что революционная демократия сумела бы создать дееспособные структуры и повести за собой страну в будущее? Или же текущая эпоха мировых войн и переделов рынка диктовала необходимость построения тоталитарного государства для решения насущей задачи выживания здесь и сейчас? Вопросы, на которые нет явного ответа.

Именно этот калейдоскоп событий подаёт А.Шубин в своей книге. Сжато, подчас, конспективно, но логика момента не теряется. В целом, его выводы не противоречат моим. Он и сам показывает всю сложность политической, военной и экономической обстановки, в которую свалилась страна. И то переформатирование, которое прошли большевики и связанные с ними органы управления. Впрочем, победу большевиков он в этот период он связывает с недееспособностью/недоговороспособностью их оппонентов, которые, сами являясь калейдоскопом различных идеологических убеждений, не смогли объединиться против своего общего врага. Что, безусловно, является правдой. Перехватившие вожжи оппонирования большевикам управленцы из Бывших показали, что лучше всего у них получается мелкое интригантсво, расхищение бюджета и порка попавшихся под руку крестьян. На этом фоне, пускай менее квалифицированный, но энергичный и идейный большевистский актив, стоящий перед фактом "победа или смерть" не только успел наломать дров, но и провести работу над ошибками, после чего по очереди разобраться с разномастным ворохом противников.

Собственно, единственное упущение, которое я заметил в книге, что А.Шубин не провёл параллель (либо отнёс к второстепенным факторам) как, казалась бы, откровенно неудачная политика Ленина в социально-экономической сфере позволила ему в последующем не только мастерски выйти из положения, но и перестроить партийную и управляющую структуру на новый иерархический лад. Пожалуй, в условно мирное время этих телодвижений не поняли бы ни соратники, ни актив на местах, а вот война (в данном случае гражданская) всё прекрасно списала на обстоятельства. Перед нами не только пример "пути Моисея", приложенного к сложной социальной структуре (как минимум, крупной общественной организации - партии большевиков), но и решительное формирование условий для его старта. Собственно, поэтому Ленин и считается гением. Он сумел в сложнейших условиях сформировать новую социально-общественную структуру, что для его современников было сродни чуду. Теперь мы, наконец-то, можем видеть подноготную этих процессов и в последующем отчасти моделировать их.

Гражданская война, Мифологемы, Моисеи, Социальная эволюция, Ленин, История

Previous post Next post
Up