Франс Пост. Капибара & Co: животные Бразилии.

Oct 11, 2020 18:26

На выставке «Франс Пост. Животные Бразилии» в Рейксмузеуме с 7 октября 2016 года по 8 января 2017 года демонстрировались тридцать четыре ранее неизвестных рисунка Франса Поста, запечатлевшие фауну Нового Света первой половины 17 века.



Франс Пост, Вид на реку Сан-Франсиску и Форт-Мауриц с капибарой, 1639, деталь, Лувр, Париж

В ходе проекта оцифровки куратор коллекции изображений Александр де Брёйн обнаружил тридцать четыре ранее неизвестных рисунка Франса Поста. Считалось, что изображение местной флоры и фауны на картинах художника было основано на сделанных в Бразилии зарисовках, однако эти рисунки были найдены только в 2010 году. Они являются связующим звеном между семилетним пребыванием Поста в Бразилии и картинами, которые художник написал по возвращении в Харлем.


Иоганн Мориц Нассау-Зигенский, губернатор голландской колонии в Бразилии, в 1636 году привез с собой группу художников и ученых, в том числе уроженца Харлема Франса Поста, дабы запечатлеть и описать пейзаж, жителей, флору и фауну Нового Света. Пост вернулся в Нидерланды в 1644 году и продолжил писать бразильские пейзажи, которые хорошо продавались.

Когда де Брёйн нашел десять карандашных набросков и двадцать четыре рисунка гуашью и акварелью, он задался вопросом их авторства. Рисунки хранились в специальном альбоме, датированном 17 веком, в 1888 году он был передан в архив Северной Голландии. Над атрибуцией работали исследователи из архива Северной Голландии, научного журнала Master Drawings и Рейксмузеума. Авторство Франса Поста предполагалось, но не было доказательств.

Помогла капибара.

Задумчивый грызун изображен на пейзаже Поста 1639 года "Вид на реку Сан-Франсиску и Форт-Мауриц с капибарой", картина была подарена французскому королю Людовику XIV и сейчас находится в Лувре.



Франс Пост, Вид на реку Сан-Франсиску и Форт-Мауриц с капибарой, 1639, Лувр, Париж

Капибара на картине идентична зверьку на рисунках из харлемского альбома, за исключением одной детали - ошейника, который изображен на карандашном наброске животного. Вероятно, грызун находился в неволе, так художнику было легче делать подготовительные этюды и наброски.



Капибара, Франс Пост, ок. 1638-1639
надпись: КАПИБАРА. Водяная свинья размером с небольшую обыкновенную свинью, обитает на суше и в воде, питается рыбой и травой.



Капибара, Франс Пост, ок. 1638-1639
надпись: капибара, размером с обыкновенную свинью

Подоспели и другие доказательства. На картине "Вид на Олинду, Бразилия" можно увидеть муравьеда, броненосца, ленивца и коату, причем, поза коаты почти полностью совпадает с таковой на рисунке.



Франс Пост, "Вид на Олинду, Бразилия", 1662, Рейксмузеум



Франс Пост, "Вид на Олинду, Бразилия", 1662, деталь, Рейксмузеум

Рисунки часто сопровождались небольшим текстом с наименованием животного и его краткой характеристикой: цвет, размер, характер, съедобность. Так, мясо шестипоясного броненосца, по мнению Поста - "приятно на вкус и напоминает куриное".



Шестипоясный броненосец [Желтый броненосец], Франс Пост, ок. 1638-44
надпись: TATVPEBA. Нечто вроде свиньи в доспехах, мясо приятно на вкус и напоминает куриное.



Голуболицая мартышка, Франс Пост, ок. 1638-44
надпись: Синеносая обезьяна из Анголы, рост полтора фута , очень сердитая и злобная.



Ягуар, Франс Пост, ок. 1638-43
надпись: Тигр, размером с обычного теленка, они очень свирепые и сильные, среди особей данного вида есть и черные.



Равнинный тапир, Франс Пост (1612-1680), ок. 1638-44



Ленивец, Франс Пост, ок. 1638-43
надпись: ленивец размером в два с половиной фута. Он настолько медлительный, что ему требуется больше суток, чтобы залезть на дерево, где растет его пища, поэтому он страдает от сильного голода.



Гигантский муравьед, Франс Пост, ок. 1638-43
надпись: [TAM]ANDVA. Гигантский муравьед, крупный, как боров. Он забрасывает хвост на свое тело и, таким образом, ловит муравьев, высунув очень длинный и тонкий язык.



Коата (паукообразная обезьяна), Франс Пост, ок. 1638-44
надпись: Сурикат, двух футов ростом, очень раздражительны, с большого расстояния могут перепрыгивать с одного дерева на другое, при выстреле завязывают хвост узлом на ветке, повисая замертво.

Собранный Постом и его коллегами материал послужил основой для создания Естественной истории Бразилии/Historia naturalis Brasiliae (1648), но художник у научного труда был другой, и вот как в ней выглядят, к примеру, капибара и ягуар:



Historia naturalis Brasiliae, 1648, BHL Collections, Page 235



Historia naturalis Brasiliae, 1648, BHL Collections, Page 230

P.S. - Капибары неплохо приручаются. Забавно думать, что какой-то зверек жил в Бразилии, был пойман, попал к голландским колонистам, был изображен на картине, картину потом преподнесли в дар королю-солнце, французскому Людовику XIV, и французы дивились на капибару.

Впрочем, по сегодняшним временам пейзаж "Вид на реку Сан-Франсиску и Форт-Мауриц с капибарой" так и тянет переименовать в полотно "Капибара на комфортной самоизоляции".

Источники:
https://www.rijksmuseum.nl/en/press/press-releases/frans-post.-animals-in-brazil
https://www.rijksmuseum.nl/en/press/press-releases/spectacular-discovery-of-drawings-by-frans-post

А-ах_обезьяны_кашалоты, pflanzen, miau!, tieren, Новый Свет, du holde kunst

Previous post Next post
Up