Философские сказки индейцев майя

Mar 27, 2017 19:08

Как одна старая опоссумиха хотела съесть папайю

Как-то раз одна старая опоссумиха собралась попробовать папайю. Но плоды папайи росли очень высоко, и достать их опоссумихе, несмотря на все ее усилия, никак не удавалось. До глубокой ночи она не прекращала попыток добраться до них, но всякий раз падала со ствола вниз. Уже на рассвете, совсем обессилев, она поняла, что ей не суждено полакомиться папайей, и утешила себя:

- Да зачем она мне! Не буду я ее есть...

(Пер. И.В.Бутеневой)



Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 4-7


Грусть индейца

Видя, что индеец пребывает в грусти, лесные жители пришли к нему и предложили любую помощь - лишь бы он перестал печалиться.
Ответ индейца их серьезно озадачил: он искал ...счастья.

Тогда Филин предложил ему поискать чего-нибудь попроще. А Орел пообещал, что он станет столь же красив, как сам орел. И Ягуар отдал человеку свою силу. И Олень сделал его ноги такими же выносливыми, как его собственные. И Соловей пообещал предупреждать о грядущих дождях своей песней. И Лис научил изворотливости, ловкости и хитрости. И Белка, отдав ему свои когти, научила ловко лазать по деревьем, чтобы он мог добраться туда, где растут самые вкусные плоды. И Оцелот одолжил ему свои глаза, чтобы человек легко видел в темноте. И Змея научила его узнавать целебные травы и отличать их от вредных, чтобы лечить свои болезни.

...Когда человек ушел, мудрый Филин молвил:

- Да, человек теперь умеет и знает больше, чем все мы, но он никогда не станет веселым, так как не приобрел главного - счастья!

Лишь птичка-чачалака запричитала:
- Бедные звери, бедные звери! Человек теперь стал могущественней всех!

(Пер. А.Г.Овандо Уркису)



Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 58-60

Счастья-то у него все равно нет....

А это не философская, но очень жизненная сказка - все котовладельцы поймут. Сказка, кстати, довольно поздняя, поскольку котов в древней Америке не было, они были завезены испанцами и стоили очень дорого.

Черный кот

У одной супружеской пары жил черный кот. Все было хорошо, кроме тех случаев, когда муж уходил на дальние заработки и иногда неделю отсутствовал в доме. Когда он возвращался, то всякий раз находил кота очень тощим и осыпал свою жену упреками, что она совсем не кормит его. Та со слезами на глазах оправдывалась, что это неправда, когда хозяин уходит, то кот не притрагивается к своей еде. И так повторялось раз за разом. Дело дошло до того, что супруги уже собирались развестись из-за кота.

Но как-то раз муж решил сходить на охоту. Так случилось, что вернуться домой в тот же день ему не удалось. Пришлось ему заночевать в лесной сторожке, Опасаясь диких животных, он залез на чердак. Только стал он засыпать, как слышит около полуночи, что стали собираться разные звери. Был среди них и голос его кота. На этом сборище все звери отчитывались перед Хозяином Зверей.



Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 46-49

Когда дошла очередь до кота, то он признался, что много трудится над тем, чтобы его хозяева разошлись. Когда его хозяин уходит далеко, он не притрагивается к еде. А тот, когда возвращается, видит кота очень тощим и бьет за это свою жену.

Когда Хозяин Зверей кончил говорить, звери распрощались и разошлись. А перепуганный охотник продолжал лежать на своем месте, боясь пошевелиться. Он прекрасно узнал своего собственного кота и запомнил все, что произошло в этом странном доме. Ему стало понятно, что все звери, которые здесь собирались, были оборотнями-нагуалями, вредившими людям. Его кот был на самом деле не котом, а нагуалем, который искал, как бы разрушить его семью. Когда рассвело, все еще напуганный охотник спустился с лежанки и поспешил к себе домой. Вернувшись, он рассказал своей жене о том, что увидел.

- Не могу поверить в то, о чем ты мне рассказываешь, - сказала его жена.

Человек не стал медлить дальше, схватил кота-нагуаля и убил его. С того дня он понял, что его жена ни в чем не была виновата, и сказал ей:
- Теперь я больше не буду тебя бить, потому что я уже убил виновника.



Codex Dresdensis. Lowland Maya region, South eastern Mexico and Guatemala, ca.1200 AD P 73-74

Так разрешилась эта проблема. Они жили счастливо, родили себе детей и рассказывали им о том, что существуют нагуали.

(Пер. И.В.Бутеновой)

P.S. Ничего не изменилось!



Источник - "Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.

down the rabbit hole, Новый Свет, in angello cum libello

Previous post Next post
Up