Всё о том же

Mar 15, 2008 14:19


Недоумение, вызываемое у многих избирательностью защитников Ходорковского и Алексаняна, нередко возбуждает у них, как я мог убедиться из приведённой ниже ссылки, гневную реакцию, что и понятно. Суть её примерно в следующем: как вы смеете возмущаться, что мы защищаем только богатых, разве богатые - не люди, и они не страдают? Помогая им, мы совершаем благородное дело, в отличие от вас, не помогающих никому.

Мне они слегка напоминают женщин, которые любят только богатых мужчин. Да, любовь - прекрасная вещь, да, они любят их не за плату, да, богатые тоже люди. Тем не менее любая порядочная женщина понимает, что, оказавшись в такой ситуации, она должна оправдываться - потому что любовь не должна быть продажной, и потому что по её вине неизбежное подозрение в тайной продажности падает не только на неё, но и на женскую любовь вообще.

Защита слабых - благородное дело, и она должна быть бескорыстной. Люди, защищающие избирательно только богатых, навлекают подозрение в продажности на всех правозащитников вообще.  В глазах людей, далёких от политики, правозащитная деятельность как таковая всё более начинает ассоциироваться с бизнесом, и конкретнее - с той его разновидностью, которую теперь называют пиаром.

В семидесятые годы такое было немыслимо. Правозащитника могли считать изменником родины, но в его бескорыстии не сомневался никто. "Простые люди" его уважали и ему сочувствовали - не все, но очень многие.

Поэтому, не ставя под сомнение бескорыстие защитников Ходорковского и Алексаняна, я тем не менее полагаю, что их дело - оправдываться, а не огрызаться.

http://ivan-babicki.livejournal.com/55679.html?view=272255#t272255

Вообще нынешняя общественная активность мне не только непонятна, но и в чём-то неприятна. Например, бурные кампании в защиту Алексаняна и Европейского университета, как раньше - в защиту Ходорковского.

Все мы знаем, где живём. Мы знаем, что в России офицеру, забившему солдата до смерти, дают три года условно.  Мы знаем, что в милиции подследственных пытают, и что всё это - норма, а не исключения.  Порядки, существующие в армии и в тюрьмах почти официально, общеизвестны. Всё это касается непосредственно миллионов людей, и всё это было десять лет назад так же, как и теперь, при Ельцине и при Путине.

Судьба Ходорковского и Алексаняна на этом фоне - не верх трагизма. Более того, они, по крайней мере, знали с самого начала, что в России за большие деньги убивают. Это жестокие правила игры, но тут хотя бы играть никого не заставляют - человек добровольно ставит свою жизнь против денег. И, благодаря тем же деньгам, они не беззащитны, в отличие от солдат, заключённых, воспитанников приютов и т.п.

Поэтому, когда люди начинают бурно защищать Ходорковского, у меня возникает некоторое недоумение - если кому-то хочется помочь совершенно незнакомому человеку из бескорыстных соображений, почему бы не защищать беззащитных? И неужели, кроме жестокого обращения с Алексаняном, всё в этом государстве их устраивает?

Почему им не нравится Россия Путина, но нравится Россия Ельцина (смерть которого оплакивала половина ЖЖ)? И когда они поймут, что ходить на пикеты, за которые не сажают - пустое занятие? Ладно бы ещё бомбы бросали, как сто лет назад. Я понимаю, что гражданское мужество ни для кого не обязательно, но зачем его имитировать...  Какие-то разговорчики в строю.

http://ivan-babicki.livejournal.com/55410.html

P.S. Никогда не думал, что когда-либо и в чём-либо смогу согласиться со своим полным антагонистом - правым либералом, ненавистником слова «товарищ» и сторонником Саркози. Что ж, век живи, век учись - он полностью и совершенно прав. И будучи упёртым ортодоксом сам, больше всего ценю в людях честное следование собственной идее даже наперекор настроениям в собственной среде. Представляют, как у них это непросто - сказать в глаза своим правду (да и у нас тоже, увы).

А у либералов сейчас именно эта коллизия - либерализм как идея свободы входит в противоречие с теми механизмами (капитализм, право собственности), которые они же отстаивают как единственно обеспечивающими свободу. И всякий, выбирающий идею против практической пользы себе и своим, вызывает как минимум уважение.

угнетение, РФ, идеология, капитализм, либерализм

Previous post Next post
Up