Интервью с З. Бжезинским (Z. Brzezinski) о том, как США спровоцировали Советский Союз на интервенцию в Афганистан
Le Nouvel Observateur # 1732, от 15-21 января 1998 г., стр. 76.
Нувель Обсерватер: Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс (Robert Gates) пишет в своих мемуарах (1), что американские спецслужбы начали помогать моджахедам в Афганистане за шесть месяцев до ввода туда советских войск. В то время вы были советником президента США Картера по национальной безопасности, вы были в курсе дела. Вы подтверждаете слова Гейтса?
Бжезинский: Да. Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 году, то есть после вступления Советской Армии в Афганистан 24 декабря 1979 года. Но в действительности (это держалось в тайне до сегодняшнего дня), всё обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал ему докладную записку, в которой объяснял, что, по моему мнению, эта помощь повлечёт к военному вмешательству Советов.
Н. О.: Несмотря на этот риск, вы были сторонником этой секретной операции. Но может быть вы желали Советам этой войны и пытались ли Вы её провоцировать?
Бжезинский: Не совсем так. Мы не принуждали русских вмешиваться, но мы сознательно увеличили вероятность того, чтобы они это сделали.
Н. О.: Когда Советы оправдывали свои действия, говоря, что они намереваются бороться против тайного вмешательства США в дела Афганистана, им никто не верил. Однако, в их словах была правда... Вы сегодня ни о чём не сожалеете?
Бжезинский: Сожалеть о чём? Та секретная операция была блестящей идеей. Она дала заманить русских в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел? Когда Советы официально пересекли границу, я написал президенту Картеру, по существу: «Теперь у нас появилась возможность обеспечить СССР его собственную Вьетнамскую войну». Фактически Москва должна была вести на протяжении почти десяти лет невыносимую для неё войну, конфликт, повлёкший деморализацию и в конце концов распад Советской империи.
Н. О.: Не сожалеете ли Вы также о том, что содействовали исламскому фундаментализму, вооружали и консультировали будущих террористов?
Бжезинский: Что более важно для мировой истории? Талибан или падение Советской империи? Несколько возбуждённых исламистов или освобождение центральной Европы и конец холодной войны?
Н. О.: "Несколько возбуждённых"? Но было сказано и повторено: исламский фундаментализм представляет сегодня мировую угрозу...
Бжезинский: Глупости! Было бы нужно, как говорят, чтобы Запад имел общую политику по отношению к исламизму. Это глупо: нет глобального исламизма. Давайте посмотрим на ислам рационально и без демагогии или эмоций. Это - мировая религия с 1,5 миллиардами приверженцев. Но что общего между фундаменталистской прозападной Саудовской Аравией, умеренным Марокко, милитаристским Пакистаном, Египтом или секулярной Центральной Азией? Ничего сверх того, чем то, что объединяет христианские страны.
(1) «From the Shadows», par Robert Gates, Simon and Schuster.
//
Оригинал интервью (фр.)
//По некоторым свидетельствам, экземпляры данного номера журнала "Нувель Обсерватер", находящиеся на территории США, были купированы (удалено интервью Збигнева): В 1998 году (за три года до 9/11) видимо ещё не было окончательно решено, кто же представит "мировую угрозу": инопланетяне, зомби или несколько возбуждённых исламистов.
//Метью Бжезинский, 2016 год: Да. Согласно официальной версии, в 200*-200* гг. мы защищали демократические ценности. Но в действительности (это держалось в тайне до сегодняшнего дня), всё обстояло иначе:
Prof. Morris
http://community.livejournal.com/history_club/21178.html