Aug 12, 2007 11:45
Глядя на конфликты в человеческом обществе, мы увидим: их течение устойчиво, а результат в большей или меньшей степени признаётся всеми сторонами лишь, когда взаимные претензии сторон и результат противостояния можно выразить на некотором специализированном «языке», развившемся специально для обслуживания конфликтов этого типа. Как показывает А.И.Ракитов, «знаками» этого языка могут быть слова, словоформы («под давлением»), словосочетания-слоганы («Вся власть Советам!») и даже идейные блоки, фиксирующие определённый план и программу действий («Лишь тот, кто готов пожертвовать всем, может получить всё!» - лозунг октября 1917). Не случайно маленькие дети все конструкции типа лозунгов, слоганов речёвок воспринимают не как словосочетание, а как единые символы.
Предел «обслуживаемых» конфликтов очень широк - от конфликтов городов с сеньорами («коммунальная революция» с выдачей городам определённых привилегий) до конфликта сторонников разных исследовательских программ в научном сообществе (завершающихся образованием ещё одного журнала для новой группы).
В начале же конфликта обе стороны формулируют и обосновывают претензии друг к другу на том самом общепонятном «языке», Как писал Л.Д.Троцкий в «Истории Русской революции», одна и та же строка из Евангелия для одних означала свободу совести, для других свободу закрепощения, а для третьих - справедливость и общность имуществ. Лишь в ХХ веке разные группы людей, столкнувшихся в классовом конфликте, смогли найти свои собственные, необщие «строки» для обозначения смысла и цели ведущейся ими борьбы. С точки зрения последующих событий результат конфликта будет определённым и «общепризнанным», т.е. способным сохранять устойчивость и оказывать канализирующее влияние на следующие события того же рода, лишь при закреплении в грамотах, привилегиях, принципах, теориях и тому подобных результатах коммуникации.
Отсюда встаёт проблема создания и развития самостоятельного языка для коммунистического движения и антикапиталистической борьбы. Марксистский язык пригоден к описанию любого общества, марксистская философия и марксистский метод слишком общи чтобы могли напрямую использоваться в решении слишком частной задачи борьбы за коммунизм - это всё равно как из пушки по воробьям. Проведу аналогию с революционерами Американской и Французской революций: они чётко отделяли свою политическую философию, основанную на концепциях гражданского общества и Декларации прав человека и гражданина, от общего мировоззрения, построенного на идея Просвещения, рационализме и пр. Такая же, своя собственная, политическая философия и соответствующий язык нужен коммунистам сейчас, чтобы не только «оружием критики» вскрывать язвы капитализма, но и объяснить людям «что будет взамен». То есть на соответствующем языке обсуждать будущее коммунистическое общество также как предтечи Французской революции в XVIII обсуждали гражданское общество - за 30 и 50 лет до взятия Бастилии.
Вообще всем великим революциям предшествует 40-60 лет интенсивной духовной работы, во Франции и Англии - Просвещение, в германии - движение гегельянцев, в России - освободительное движение 1825-1905 гг. И эту работу пора уже начинать: она важней обличений антинародного режима и капитализма вообще, поскольку даёт (может дать) ему ясную идейную альтернативу.
мысли,
философия,
коммунизм,
коммуникация