Хранители денежных цепочек

Sep 17, 2012 19:31



Татьяна Каукенова

Одним из наиболее ярких примеров сетевых структур, оказывающих влияние на развитие процессов в сфере безопасности в азиатском регионе, является сеть неформальных денежных переводов - хавала. В большинстве стран мира на сегодняшний день данная система является неформальной и нелегальной.



Основным принципом функционирования данной структуры является деятельность глобальной сети дилеров (хаваладар), направленная на осуществление безналичных денежных переводов. Как правило, и члены данной сети, и ее клиенты являются приверженцами ислама, что формирует особые отношения доверия и усиливает прочность связей. Также часто формирование связей происходит по этническому или земляческому принципу. В ходе проведения финансовых операций практически не используется какая-либо установленная документация, нет юридических регуляторов деятельности, и вся работа строится на доверительных связях между членами сети. Объемы средств, проводимых через сеть хавала, оцениваются в крайне значительную сумму. Так Дуглас  Фейт на страницах Global Security Studies за 2011 г. говорит о ежегодном обороте в $1 трлн[1]Данные принципы работы остаются неизменными на протяжении очень долгого времени. Различные данные позволяют исследователям предположить, что возникновение данного феномена имело место в VI-VIII вв. н.э. в ряде цивилизаций Востока, достигших, с одной стороны, определенного уровня развития товарно-денежных отношений, а с другой - вышедших на определенный этап в развитии общественных отношений и коммуникаций, необходимых для их осуществления. В большинстве государств Востока данные системы продолжают функционировать и сохранили свои названия - фэйцянь (Китай), хуэйкуань (Гонконг), хунди (Индия), хавала (Ближний Восток), падала (Филиппины), фэйкван (Тайланд).

Особого внимания заслуживает существующие в сетях хаваладар специфические методы работы. Непрямое взаимодействие осуществляется посредством передачи сообщений, прошедших несколько стадий кодировки. Информация о передаче денег клиентам также весьма лаконична. Как правило, в ней содержится имя и адрес получателя, сумма перевода и секретный код, который знают лишь отправитель и адресат. Чаще всего это номера купюр либо особая последовательность рукопожатий, что наиболее часто встречается в сельских районах с низким уровнем грамотности.

Хранение информации, в частности, сведения о проведенных сделках, контакты других хаваладар, информация об их репутации, также производится в зашифрованной форме, вследствие чего, например, официальный контроль и уголовное преследование хаваладар и их клиентов практически невозможно. Это было продемонстрировано, в частности, в ходе процесса по так называемому «скандалу хавала», имевшему место в Индии в 1990-х гг., когда ряд видных индийских политиков предстал перед судом по обвинению в получении огромных взяток через дилеров сети хавала. В 1997-1998 гг. все обвиняемые были признаны Верховным судом Индии невиновными. Суд посчитал, что представленные доказательства в виде зашифрованных записей и дневников хаваладар не могли использоваться в качестве основного доказательства в судебном процессе.

Большинство работ, посвященных исследованию феномена этой сети и ее дилеров, затрагивают именно экономические преимущества, которые делают данную систему успешной. Авторы в основном проводят сравнение официальных систем денежных переводов и сетей типа хавала и показывают, за счет каких преимуществ второй тип оказывается более выгодным. Например Н. Пассас относит к таким причинам: высокую стоимость банковских или официальных каналов; нехватку легкодоступных формальных финансовых учреждений в отдалённых районах некоторых стран (Афганистан, Йемен, Сомали); задержки в официальном секторе, из-за праздников, выходных и различия времени; широкое расхождение между обменными курсами официального и черного рынка. Кроме того «хаваладар никогда не интересуются личностью отправителя и получателя, а также происхождением пересылаемых денег, такая система удобна для обеспечения преступных целей, таких как отмывание денег, террористическое финансирование, уклонение от налогов»[2]. В последних материалах Исследовательского центра Конгресса США (FAS) отмечается, что даже сейчас в Афганистане, несмотря на существование 17 банков, включая отделения в сельской местности, около 90% населения используют сеть хаваладар. В период контроля над Афганистаном движения Талибан эта цифра составляла 100%[3].

Взносы, взыскиваемые хаваладар при передаче денег, ниже, чем требуемые банками и официальными структурами, благодаря, главным образом, минимальным накладным расходам. Чтобы поощрить валютные передачи через их систему, дилеры иногда освобождают экспатриантов от того, чтобы платить взносы. Напротив, они «взыскивают более высокие взносы с тех, кто использует систему, чтобы избежать обмена валют, финансового или административного контроля. Эти более высокие взносы часто покрывают все расходы хаваладар». В отчете Всемирного банка особое внимание уделяется тому, что хаваладар не требуют никаких документов и не ведут обширной финансовой и бухгалтерской отчетности. Это, с одной стороны, крайне выгодно нелегальным мигрантам, а с другой стороны, очень существенно экономит время. «Этот неофициальный способ позволяет переместить тысячи долларов в любую точку мира в течение нескольких часов»[4].

Система хавала идеально подходит для финансирования нелегальной деятельности - фактор, о котором не следует забывать властям центральноазиатских стран в это тревожное время. Последствия использования данной системы - межнациональные и межконфессиональные конфликты, террористическая деятельность, коррупция и «отмывание» денег.

Об особенных качествах сети хавала, позволяющих ей играть значительную роль в тех или иных конфликтных ситуациях, сейчас постоянно пишут эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка. Сделки, осуществляемые в рамках системы хавала, «очень приспосабливаемы к условиям войн, общественных беспорядков, этнических конфликтов, экономических кризисов, а также слабых или несуществующих банковских систем, равно как и к условиям экономических санкций и блокад. Неофициальная система хавала существует очень давно и недавно появилась в таких охваченных конфликтами странах, как Афганистан, Ирак, Косово, и Сомали»[5].

Связь региональных радикальных группировок подполья  с  соратниками в других странах  зачастую также осуществляется с помощью механизмов сети хавала. Именно связь этих крупнейших сетевых структур явилась причиной повышенного внимания властей США к самой сети хавала и механизмам ее функционирования после событий 11 сентября 2001 года. Согласно данным доклада Национальной комиссии по террористическим атакам Соединенных Штатов от 13 апреля 2004 года, Аль-Каида проводила большинство своих переводов через сеть хавала. Об использовании сети хавала готовится в материалах анализа деятельности антиизраильских группировок, «в частности ХАМАС и Хезболла используют те же самые методы и те же самые учреждения (что и Аль-Каида - авт.), чтобы зарабатывать и переводить деньги»[6].

К числу примеров использования террористами системы хавала для спонсирования ряда группировок, участвующих в конфликтах в соседних с Казахстаном регионах, можно отнести ресурсную поддержку Исламского движения Восточного Туркестана (ИДВТ), представляющего радикальную исламистскую сепаратистскую группировку в СУАР КНР. Как указывает официальный Пекин в документе, опубликованном в 2002 году, боевики ИДВТ провели «кампанию атак и убийств», состоящих из более чем 200 инцидентов, приведших к 162 летальным исходам и 440 ранениям. Об использовании системы хавала уйгурскими сепаратистами свидетельствует также инцидент, произошедший в июле 2010 года в Дубаи, когда двое уйгуров были задержаны по обвинению в подготовке террористического акта, направленного на атаку китайского торгового центра. Боевики, принадлежавшие к ИДВТ, признали, что проходили обучение в лагерях Аль-Каиды, расположенных в пакистанском Вазиристане, а средства для организации теракта в размере $10 000 были получены ими посредством сети хавала из Турции[7].

Что касается поддержки конфликтующих сторон, то в современных условиях - в связи с особенностью узлов и истоками данной сетевой структуры - сеть хавала чаще всего оказывается задействованной в ходе конфликтов, в которые вовлечены общности, исповедующие ислам. Наиболее ярко использование данной системы проявляется в ходе религиозно-этнических столкновений в Индии в штате Джамму и Кашмир. Столкновения между мусульманами Кашмира и кашмирскими пандитами, исповедующими индуизм, имеют достаточно долгую историю - они продолжаются с 1947 г., когда Индия и Пакистан обрели независимость. Мусульмане Кашмира в ходе конфликта активно используют ресурсы системы хавала.

Сеть хавала становится серьезным фактором воздействия на безопасность как в азиатском регионе в целом, так и в Центральной Азии в частности. Данная система, либо ее аналоги, активно используются трудовыми мигрантами из центральноазиатского региона для перевода заработков своим семьям, что, в целом, указывает на ее значительную ценность для рядового населения. Физическое устранение подобной сетевой структуры практически невозможно осуществить. Простота использования и дешевизна услуг делают эту систему серьезным конкурентом существующей банковской системы. И для того, чтобы избавится от влияния «альтернативных банкиров», официальным властям и банкам нужно, как минимум, организовать удобную недорогую альтернативу деятельности хаваладар. Максимум - задуматься, наконец, о реформировании глобальной банковской системы не только с точки зрения ее экономической целесообразности, но и вопросов безопасности.

[1] Faith D.C. The Hawala System // Global Security Studies. -  Winter 2011. -  Vol. 2. - Issue 1. - p. 27.

[2] Passas N. Informal Value Transfer Systems and Criminal Organizations; a Study into so-called underground Banking Networks. - Hague: Netherlands, Ministry of Justice. - 1999. - Р. 29.

[3] Katzman K. Afghanistan: Post-Taliban Governance, Security, and U.S. Policy // Congressional Research Service. - 2011. - June 3. http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL30588.pdf.

[4] Maimbo S.M. The Money Exchange Dealers of Kabul - A Study of Hawala System in Afganistan // World Bank Working Paper. -  June 2003. -  №13. - Р. 28

[5] The International Monetary Fund and The World Bank. Informal Funds Transfer Systems: An Analysis of the Informal Hawala System. Prepared by Mohammed El Qorchi (IMF), Samuel Munzele Maimbo (IBRD), John F. Wilson (IMF). - 2003. - March 24. - Р. 17.

[6] Greenberg M.R., Wechsler W.F., Wolosky L.S. Terrorist Financing // Report of an Independent Task Force by the Council on Foreign Relations. - 2002. - P. 17. Retrieved August 8, 2010. http://www.ciaonet.org.library.norwich.edu/wps/grm05/grm05.pdf.

[7] Pantucci R. Uyghurs Convicted in Turkestan Islamic Movement Plot in Dubai // Terrorism Monitor. -  2010. - Volume VIII. - Issue 29. - July 22. - Р. 5

http://east.terra-america.ru/hraniteli-denezhnyh-tsepochek.aspx

P.S.  Такие неконтролируемые потоки особенно сильны и фактически неодолимы в условиях, когда в странах периферийного капитализма большая часть «рабочих рук» внутренних неразвитых районов уходит на заработки очень далеко, в крупные города,  а то и в другую страну  (как афганцы 60-70-х гг. - в Пакистан)присылаемые ими деньги консервируют там пережитки средневековья, а то и первобытности, плюс деньги пересылать официальными каналами почти или совсем невозможно, поскольку государство в месте проживания и/или в месте заработка - failed state. И, конечно, система работает лишь при наличии традиционных авторитетов, и того уровня некритичного доверия к ним, которое есть только в одноимённом обществе.

Так что в том числе в этой теме мы снова, с другой стороны, подходим к тому, что глобальный капитализм давно уже приспособил к себе те особенности традиционного общества, которые нам (ошибочно) представляются пережитками средневековья или даже более ранних формаций, от батрачества-рабства до религиозного возрождения и успешно эксплуатирует их.  Поэтому во всех таких странах - и обществах - крайне важна культурная революция, чтобы идеи Просвещения лизировали традиционное общество с его «ценностями». Это общая задача либералов и социалистов, иначе ни отсталости, ни зависимого развития не одолеть.

И если говорить о нашей стране, то главная вина т.Сталина состоит в формировании этой традиционной культуры - за счёт направленного истребления носителей культуры революционности, рационализма и умственного скепсиса. Поэтому он и могильщик революции, поэтому приходится вспоминать его сейчас в обсуждениях, как остановить лавину реакции, первый камешек которой был вложен им - не со зла, из прагматических соображений.

традиционное общество, мусульманский мир, третий мир, экономика, коммунизм

Previous post Next post
Up
[]