Про неповторимость личностей и разнообразие неповторимых

May 22, 2009 01:31


В связи с замечательным текстом про овеществление

Вообще, если говорить о неповторимости личности, то важны не отличия от других чем угодно, лишь бы отличиться, и не слияние с толпой, чтобы обрести свой внутренний мир, важно быть (стать) самим собой, в том числе чтобы облик соответствовал сути. И этого не достичь без той или иной формы аскезы.

Поэтому самый богатый "урожай" неповторимых личностей с богатым внутренним миром наблюдается, с одной стороны, в обществах пуританских, "подтянутых", принципиальных, не приемлющих призывов типа "Давайте жить, во всём друг другу потакая" и т.п. апологий руки, моющей другую руку. С другой - в обществах идеологических; как писал Бруно Беттельгейм, чтобы выжить в концлагере (и во враждебной среды вообще - а кто усомнится во враждебности нынешней социальной среды к личности?), нужно "уцепиться за какую-нибудь хорошую идею". В обществе идеологическом люди привыкают соотносить свою частную жизнь с некоторой более общей идеей и рассуждать об идеях вообще, что увеличивает вероятность того, что они-таки хорошую идею найдут и главное, каждый найдёт идею, максимально подходящую ему самому - а это уже полпути для того, чтобы быть (или оставаться) самим собой.

Далее, в идеологических обществах нет всепрощенчества - там люди учатся отличать хорошие поступки от плохих, гордиться первыми и стыдиться вторых, и это делает всех неповторимыми и разнообразными. Преступники все на одно лицо, и каждый из них воплощает тип (но только, пока они живут "сами по себе", до тех пор, пока люди вроде Макаренко не включают их в нормальное общество, в круг человеческих связей, и не удерживают там), а вот "добрые граждане" всяк на особицу. Хотя современный капитализм, конечно преуспел в нивелировке личностей и создании ложного разнообразия, связанного с потребительскими группами (см.выше), но стереть до основания живой интерес, детское любопытство и талант (заменив их потреблением  и ношением ярлыка) вроде бы удалось не полностью.
То есть чтобы стать неповторимой, от самой личности требуется аскеза и концентрация всех сил (интеллекта и аффекта, а также ресурсов семьи - или иного социального окружения) для движения к цели. А от общества требуется дать эти возможности всем, даже самым бедным, слабым, неплатёжеспособным и живущим в провинции.

общество, понимание, психология

Previous post Next post
Up