Dec 17, 2013 12:45
(из черновика статьи в "Школьный психолог". начало в предыдущем посте)
Сами эти незаконченные предложения, по сути, приглашают человека занять рефлексивную позицию, и мы начинаем экстернализацию, т.е. отделение проблемы от человека. При этом нам важно посмотреть, как это неприятное переживание влияет на жизнь человека.
6) Это неприятное переживание (Х) мешает мне… (дома, на работе, в общении с близкими, в моменты отдыха, в контексте заботы о себе и о своем здоровье, и т.п. и т.д.)
7) Оно похоже на…
8) Если бы оно могло говорить, оно бы сказало…
9) Сейчас для меня наиболее правильно было бы называть это неприятное переживание… (Y)
Однако ни одна проблема не захватывает жизнь человека на сто процентов, в каких-то ситуациях она оказывается слабее, а какие-то области жизни человека могут быть вообще свободными от нее. Не только проблема влияет на человека, но и человек способен повлиять на проблему.
10) В какие моменты Y бывает сильнее, а в какие - слабее?
11) Есть ли какие-то моменты, области жизни, места, в которых Y не посещает меня?
12) Когда Y присутствует в моей жизни, что важное для себя и других людей мне удается делать, несмотря на него?
13) Какие свои умения и знания я при этом использую?
(продолжение завтра)
нарративная практика,
опросник для себя