Dec 16, 2013 12:45
(из черновика статьи в "Школьный психолог")
«Опросник для себя», состоящий из 22 вопросов и незаконченных предложений, невозможно и не нужно заполнять за один присест. Имеет смысл разбить его на части, основываясь на том, сколько у человека есть времени и сил для работы, - и после каждой части писать небольшой рефлексивный отклик. Можно использовать отдельные тематические фрагменты опросника в разных ситуациях.
При составлении «опросников для себя» или «карт расспрашивания» (представляющих собой ориентировочную основу деятельности консультанта), специалисты, работающие в рамках нарративной практики (Уайт, 2010), руководствуются следующими принципами:
1) Начинать с зоны актуального развития, с того, что известно и привычно, и постепенно, шаг за шагом, продвигаться к тому, что возможно знать;
2) Вначале укреплять свободные от влияния проблемы «территории идентичности», а потом переходить к исследованию проблемы;
3) Исследуя проблему, то и дело возвращаться на надежные, свободные от ее влияния «территории идентичности».
Например, если мы возьмемся составлять опросник для себя, например, в ситуации тревоги и замешательства (или какого-либо другого неприятного переживания, которое я ниже буду обозначать как Х), мы первым делом обратим внимание на намерения, ценности и возможный хороший результат такой работы:
1) Я хочу сейчас поработать с чувством Х, разобраться в нем, потому что мне важно…
2) Я надеюсь, что в результате этой работы я смогу…
Дальше мы перейдем к описанию того, как человек распознает свое нынешнее состояние (это «близкое к опыту описание известного»):
3) Я понимаю, что испытываю это неприятное переживание (Х), по следующим ощущениям в теле…
4) Мое настроение отличается от «нормального» тем, что…
5) Я замечаю, что мои мысли…
(продолжение завтра)
нарративная практика,
опросник для себя