Тут уже очень много важного сказали, я добавлю, что могу. Работаю (ещё не очень давно) не в школе, а со взрослыми и студентами, в Германии, а не в России, но думаю, что что-то общее есть. У меня преподавание- одна из тем в "16темах" и мне очень понравилось её как раз "обдумывать" с помощью письменных практик. Мне кажется, важные темы-это уже названные выше выгорание, навешивание ярлыков, затуманенный, замыленный взгляд на учеников и "отключить учителя дома". В связи с выгоранием для меня важные темы- как отличить то, что можно и нужно изменить в работе, от того, что я изменить не могу (как в знаменитой присказке)и по этому последнему пункту перестать чувствовать себя виноватой за весь процесс преподавания, то есть осознать, что процесс-живой и в нём много факторов, от меня не зависящих и что не вся коммуникация на уроке "не работает" только из=за меня. Что касается этой самой коммуникации и контакта, мне кажется, такие практики могут помочь осознать моменты, которые хочешь и можешь изменить-у меня это, когда я чувствую, что теряю контакт с группой, что начинаю сердиться или обижаться на них, что задаю вопрос, на который заведомо нельзя ответить-в общем, это о моём контакте с ними, о языке жестов и невербальном общении, о ненужном напряжении и о том, как его можно снять, в общем, о всей этой коммуникации на уроке. После первых итераций 16 тем у меня возникло ощущение, что именно в такой работе письмо очень полезно-ведь мы всё время на виду и не перестаём общаться, нет времени остановиться, перестать вещать, увидеть себя со стороны, но одновременно "заземлиться", посмотреть "внутрь" себя, и вспомнить, с чем связаны хорошие чувства, которые мы ведь тоже иногда испытываем в преподавании :-) :-), то есть вот мне очень помогли вопросы из 16 тем о действии, которое вызывает радость, и о моментах "когда чувствуешь себя наиболее живым" и о моментах, когда преподавание связано с творчеством, юмором и теплом. Я замечаю, что я как преподаватель "живой" себя чувствую редко :-), но стоит поменять угол зрения и вспомнить, в какие это было моменты, их потом можно воссоздать и в других ситуациях. Ещё мне кажется важным напоминать себя, что в коммуникации на уроке часто общение "стенка на стенку", мы видим "их" как некую массу, хорошо бы вспоминать о том, кто они такие вообще, что они сейчас думают (мне когда-то очень понравилось на семинаре по педагогике мысль, что в первые три минуты урока учащиеся в основном думают об одежде учителя, собственных делах, мыслях, любовях, то есть там в головах идут всё время свои процессы) Вот, очень много получилось, извините, если не в тему, надеюсь, чем-то будет полезно.
Reply
Leave a comment