Вчера и позавчера шестнадцать человек и я занимались тем, что тренировались формулировать нарративные "хорошие вопросы", о которых я писала в статье для журнала Армена Петросяна (см.
предыдущий пост). Было очень насыщенно и увлекательно :)
И мне кажется, эти "хорошие вопросы" могут иметь самое непосредственное отношение к письменным практикам. Они такие интересные, что на каждый из них хочется написать ответ, и в процессе узнать о себе что-то новое.
(Вообще, в идеале, я думаю, возможен "нарративный структурированный дневник", по аналогии с "интенсивным дневником" Прогоффа, но, очевидно, основанный на немного иных принципах... И "хорошие вопросы" могут сыграть в этом "нарративном структурированном дневнике" ключевую роль.)
А ниже я хочу показать, что у нас получилось, когда участники тренировались на моей "короткой истории - затравке". Оцените, сколько и каких разных вопросов можно задать к такой коротенькой истории - за весьма ограниченное время :)
История: "Многое из того, что я сейчас делаю, сойдется в одной точке в начале марта, когда я буду делать презентацию про письменные практики на международной нарративной конференции. У меня есть ощущение, что это может открыть новую главу в моей работе, и хочется быть "на высоте"".
"Что значит для Вас открывать новую главу в работе, что в этом важно?"
"Что могло бы Вам помочь чувствовать себя на высоте, делая презентацию на конференции?"
"Какие ваши действия привели к тому, что может открыться новая глава в вашей работе?"
"Удавалось ли Вам раньше бывать "на высоте" во время презентаций на конференциях? Когда это было? Что это значило для Вас?" "Как Вы переживали это изнутри?" "Если кто-то со стороны мог заметить, что Вы "на высоте", по каким признакам он мог бы это заметить?" Как Вы тогда подготовились к этим ситуациям, чтобы быть "на высоте"?"
"Есть ли у Вас предположения, что именно нового появится в Вашей работе в результате подготовки к конференции и выступления?"
"Что Вы делаете для того, чтобы подготовиться к конференции и "быть на высоте"?"
"Не могли бы Вы описать это ощущение, по каким признакам, сигналам Вы распознаете это ощущение новой главы в работе? Возможно, Вы испытывали подобное ощущение раньше; если да, то не могли бы Вы рассказать, как это было?"
"Что позволяет Вам распознать приближение "новой главы"?"
"Вспомните, когда Вы точно находились "на высоте" - может быть, с той точки/позиции Вам было видно что-то такое, что видно только в такие моменты? Что важного Вы узнали о себе в той ситуации? Может быть, Вы узнали что-то о своей жизни, взглянув на ее течение с этой "высоты"?"
"По каким признакам Вы поймете, что у Вас получилось быть "на высоте"?"
"А какую главу своей работы Вы живете сейчас? Как бы Вы могли ее назвать? О чем она, что в ней есть? А что, как Вы предчувствуете, может быть иначе в новой главе?"
"Какой вклад Вы бы хотели внести своей презентацией в развитие сообщества нарративных практиков?" "Почему Вам это важно?"
"Почему, чтобы открылась новая глава в работе, Вам нужно быть "на высоте"?"
"Как бы Вы назвали или описали нынешнюю главу в своей истории профессионального становления? Чему важному вы научились в этот период?"
"Если в новой главе у Вас все будет получаться, как Вам хочется, как это может повлиять на профессиональное сообщество?""
"Есть ли кто-то, кто знает о Вашем намерении выступить на конференции и поддерживает его?" - и дальше уже исследовать, как именно они это делают, и почему им это важно, что они видят в рассказчике, что побуждает их поддерживать это намерение, и т.д. и т.п.
"А раньше бывало, что у Вас в работе открывалась новая глава?... Как Вам это было? Что тогда происходило?"
"Что говорит о Вас то, что у Вас есть умение распознавать ощущения, указывающие Вам на возможность новых глав в будущем?"
"Что именно может стать для Вас возможным в результате успешного выступления на конференции?"
"Что помогло Вам в том, чтобы получить место в программе конференции с презентацией? Что этому способствовало?"